Принцип коммунистической морали 12 букв. Коммунистическая мораль. Смотреть что такое "Мораль коммунистическая" в других словарях


Предлагаем вниманию читателей статью знаменитого советского психолога и философа Виктора Николаевича Колбановского, написанную в 1963 году.

И этот «порядок» объявлялся справедливым, нравственным, богоугодным.

Рабочий класс и трудовое крестьянство нашей страны, ведомые Лениным и Коммунистической партией, первые в истории разорвали рабские оковы, уничтожили гнусный «порядок» эксплуатации человека человеком. Они показали всему миру пример того, как надо строить справедливое и свободное общество, которое служит человеку, дает ему счастье, делает его лучше, чище, прекраснее.

Социализм перевоспитывает человека по-коммунистически, приучая его соблюдать нормы и правила новой, коммунистической морали.

Коммунистическая мораль рождается в революционной борьбе против сил и традиций прошлого. Ее опора - новый общественный строй - социализм. Она необходима для построения коммунистического общества, ибо воспитывает таких людей, которые могут строить и жить при коммунизме. В. И. Ленин учил: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».

Нормы и принципы буржуазной и коммунистической морали прямо противоположны и непримиримы.

Буржуазная мораль учит: «человек человеку - волк». Люди должны рвать глотку друг другу из-за денег, из-за барыша. Они конкуренты и враги. Поэтому между ними нет и не может быть дружбы и доверия. Поэтому «каждый за себя, один бог за всех».

Коммунистическая мораль учит: «человек человеку - друг и брат». Лишь объединение трудящихся в дружный и сплоченный коллектив позволит им победить общего врага - капитализм - и идти к своей заветной цели - коммунизму. Поэтому «все за одного и один за всех»!

По благородным законам коллективизма живут и трудятся покорители целины, участники великих строек семилетки, члены бригад коммунистического труда.

По этим законам живут Валентина Гаганова и тысячи ее последователей, которые идут на помощь к отстающим, выводят их в передовые.

По этим законам жили и боролись со стихией герои Тихого океана - . Они выдержали беспримерный 49-дневный дрейф без запасов воды, продовольствия, топлива.

«Дружба, говорят, познается в беде. Так позналась и наша дружба - рассказывает Асхат Зиганшин…- Американские газеты все удивляются, что мы ни разу не поссорились между собой и никому из нас в голову не пришла мысль украдкой взять из общего котелка последнюю картофелину, чтобы прожить на день больше. Они удивлялись нашей дружбе, дисциплине, выдержке».

Отважные советские юноши смогли победить океан только потому, что они стояли плечом к плечу, потому, что силе разбушевавшейся стихии они противопоставили необоримую силу человеческого товарищества.

Коллективизм - это прекрасное чувство взаимопомощи и поддержки, доверия и любви к людям. Он укрепляет трудовое братство советских людей, он делает их единой семьей, он воспитывает подлинную человечность.

Коммунистическая мораль провозглашает труд первой и священной заповедью человека. «Кто не работает - тот не ест!». Кто ничего не дает обществу, а лишь берет, кто не созидает, а лишь потребляет - тот сидит на шее у других, обкрадывает общество.

Коммунизм и труд - родные братья. Наш народ может построить коммунистическое общество только благодаря самоотверженному творческому и высокопроизводительному труду всех и каждого.

Наше общество учит не чураться труда, а любить и уважать всякий полезный труд - рабочего, колхозника, интеллигента. Труд священен, а плоды его - достояние всего общества. Чем лучше трудится каждый, тем богаче все общество.

Источник героических дел строителей коммунизма в любви к социалистической Родине, в горячем советском патриотизме.

Советский патриотизм породил массовый подвиг миллионов в дни Отечественной войны. Советский патриотизм рождает массовый трудовой подвиг миллионов в великую эпоху развернутого строительства коммунизма.

«Обогнать время, завершить семилетку досрочно, уже сейчас выходить на рубежи 1965 года» - вот в чем заключается теперь практическое выражение советского патриотизма.

Честный труд и хозяйская забота о своем заводе и колхозе, своем городе и селении - это и есть мерило патриотизма, это и значит любить социалистическую Родину.

Животворный советский патриотизм укрепляется материнской заботой советской Отчизны о каждом своем верном сыне и дочери. «Все для человека!» Новые станки и машины - чтобы облегчить его труд, просторные жилища - чтобы сделать удобным его быт, больницы и санатории - чтобы охранять его здоровье, школы - чтобы воспитывать его детей, клубы и театры, библиотеки и институты - чтобы развивать его способности, поднимать его культуру. Все для человека.

Черствость и равнодушие, бюрократизм и грубость- злейшие враги социалистического гуманизма. Мы боремся за подлинную человечность в отношениях между людьми. Внимание и чуткость не только к своим «ближним» - но и к «дальним», помощь им в трудную минуту, в беде - таковы требования коммунистической морали к каждому советскому человеку.

Мы непримиримы к пьяницам и хулиганам, к бюрократам и равнодушным потому, что они нарушают нормы коммунистической морали, оскорбляют советских людей, возрождают звериные нравы и обычаи старого мира.

Коммунистическая мораль стала моралью миллионов советских людей. Мы ведем непримиримую борьбу против пережитков старой, волчьей, эксплуататорской морали. Мы сражаемся за человека - чтобы избавить его от грязи и мерзости прошлого. Мы сражаемся за мир и дружбу между народами, за товарищество всех трудящихся земли, за самые гуманные отношения между людьми.

Мораль коммунистическая - совокупность жизненных принципов и нравственных норм, исходящих из идеалов коммунистического об-ва. Объективным критерием М. к. является поэтому все то, что способствует утверждению коммунистического об-ва и реализации коммунистического идеала. Принципы М. к. составляют моральный кодекс строителя коммуниз-, ма. Осн. из них - преданность делу коммунизма, умножение трудом общественных богатств, сознание общественного долга, коллективизм, гуманизм, интернационализм. Начальной исторической формой М. к. была революционная мораль рабочего класса, сформировавшаяся еще в рамках капиталистического об-ва. Хотя она была полностью подчинена классовой борьбе пролетариата и противопоставила себя господствующей морали эксплуататоров, пролетарская мораль вобрала в себя осн. общечеловеческие моральные нормы, выработанные народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравст-. венными пороками. Вместе с тем рабочий класс выдвинул и собственные нравственные нормы, такие, как классовая солидарность, интернационализм и коллективизм. С победой социализма из классовой морали пролетариата М. к. превращается в нравственный закон об-ва в целом; принципы ее обогащаются новым содержанием и распространяются на все сферы общественной жизни. Т. обр., М. к. - это высшая ступень нравственного прогресса человечества. Нормы М. к. не ограничиваются рамками поведения людей: они действенные факторы преобразования об-ва, влияющие на формирование коммунистических общественных институтов, на весь ход общественного развития. Всеобщее распространение норм М. к., поведение человека в соответствии с осознанным общественным долгом постепенно сделают излишними мн. звенья законодательного и административного регулирования отношений между личностью и об-вом, приведут к утверждению полной свободы личности. Естественная замена кодекса законов и форм администрирования нормами М.к. будет революцией в истории нравственности. В настоящее время нормы М.к. в процессе своего распространения и утверждения сталкиваются с некоммунистическими нравственными нормами в двух планах: внутри социалистического об-ва, где старые, отжившие нормы существуют как пережитки прошлого, как результат несоблюдения действующих в об-ве законов и их нарушений, порождающих аморальные поступки и преступления; вне социалистического об-ва М. к. противостоит морали буржуазного об-ва. В этой сложной борьбе и созидании М. к. формируется как будущая мораль всего человечества (Мораль, Этика).

Этот неоднозначный феномен было обосновано в XIX в. (немецкие философы К. Маркс, Ф. Энгельс, позже - российский политик В. Ульянов (Ленин), документы Коммунистической партии бывшего Советского Союза) как подчиненную конкретной политической цели идеологическую конструкцию, призванную овладеть сознанием, духовной жизнью прежде всего пролетарских масс, направить их на классовой борьбе за свержение буржуазного строя и построение "справедливого и гуманного коммунистического общества". Поскольку возникла она как идеологическая система, есть много оснований считать ее феноменом квазиетикы, потому что ее постулаты так и не стали сути индивидуального и общественного бытия человека, внутренним побуждением в ее отношениях с другими людьми и миром.

Теоретики и апологеты коммунистической морали представляли ее как мораль пролетариата, антипод морали буржуазной, совокупность моральных норм и принципов коммунистической общественно-экономической формации, высший этап нравственного развития человечества. ее источником была провозглашена социальное положение рабочих, их борьбу за ликвидацию частной собственности, эксплуатации; главными нормами - классовую солидарность, интернационализм, коллективизм; критериям - сознательное участие трудящихся в коммунистическом строительстве. Основные принципы коммунистической морали были сформулированы в навязываемому в бывшем Советском Союзе (Программа КПСС) моральном кодексе строителя коммунизма, что, по утверждениям, фиксировал нравственные нормы, свойственные человеку-творцу коммунистического общества. Высокими требованиями коммунистической морали кодекс декларировал приверженность делу коммунизма, патриотизм, социалистический интернационализм, добросовестный труд на благо общества, осознание гражданского долга, нетерпимость к нарушениям общественных норм. В межличностных отношениях он ориентировал на коллективизм, взаимопомощь, в отношениях между народами - на дружбу, братство, нетерпимость к национальной и расовой вражды, интернациональную солидарность трудящихся разных стран. Согласно оценивал он и моральные строителя коммунизма: честность, правдивость, нравственную чистоту, взаимоуважение.

Однако несмотря на утверждения о высшее проявление гуманизма коммунистической морали, даже теоретически она сеяла классовый антагонизм, национальную разобщенность, свидетельствовала о попытке подчинить сознание, реальную моральную практику людей классовым политическим интересам, что было прямым посягательством на свободу воли личности. Еще сильнее контрастировала с этими утверждениями реальная практика в странах, которым пришлось пережить эксперименты, связанные с попытками построения коммунистического общества. Попытки внедрить искусственную коммунистическую мораль вызывало вытеснение традиционной для народов морали, имело своим следствием моральный вакуум и различные деформации в нравственной сфере. С одной стороны, оно пробуждало социально-политическую агрессивность, с другой - конформизм. Свидетельством этого были поощрения доносов на политически неблагонадежных лиц, дискриминации по политическим соображениям народов, тотальные политические репрессии, голодомор и тому подобное. Искривлению подвергались такие добродетели, как правдивость, искренность, мудрость, инициативность, способность к творческому, критического мышления, которые вытеснялись такими моральными проблемами, как оговор, ложь, измена и тому подобное. Настоящий патриотизм часто провозглашался проявлением "буржуазного национализма", а декларируемые интернационалистские процессы были идеологическим прикрытием русификаторской политики (СССР), что удручало, уничтожало культуру народов.

Значительным деформациям претерпело отношение человека к труду. На уровне официальной пропаганды всеми силами поощрялась сознательная, творческая работа, прославлялись успешные в этом отношении люди. Однако фабриковани герои труда не всегда были таковыми, что порождало у многих людей разочарование в справедливое оценивание трудовых усилий и их результатов. А отчуждения человека от собственности, "уравниловка" имели своим следствием бесхозяйственности, производственную и технологическую недисциплинированность, бракоробство, экономическую и социальную апатию, ориентацию на теневые доходы, социальное иждивенчество, уродливые признаки которых особенно проявились во многих посттоталитарных государствах.

Идеологизация вторгалась во все сферы общественной и личной жизни, порождала моральный нигилизм, двойной морали, которыми были поражены значительные массы людей. Попытки откровенно противиться такой практике подвергались преследования властей.

В общем историческая практика показывает, что коммунистическая мораль оказалась плохо сконструированной, прилакованою идеологической схеме, которая должна подчинить нравственное сознание и моральную практику людей политическим интересам даже не класса, а политической номенклатуры. Держаться она могла только на страхе перед репрессиями, а попытки утвердить ее в общественной жизни нанесли непоправимый ущерб многим народам.

Формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической социально-экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономерным результатом предшествующего социально-исторического и духовного прогресса человечества, К. н. синтезирует достижения моральной культуры прошлых столетий и одновременно несет в себе принципиально новое содержание, отражая качественно иные законы жизни в условиях социалистического и коммунистического об-ва.

К. н. включает и развивает «основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками» («Программа КПСС», с. 119). Вместе с тем она с самого начала противопоставляет себя господствующей морали капиталистического об-ва, в к-рой признаются естественными и законными социальное неравенство, эксплуатация, антагонизм между людьми, связанные с существованием частной собственности (Буржуазная мораль , Религиозная мораль ).

Первой исторической формой К. н. является революционная мораль пролетариата, к-рая формируется еше в условиях капиталистического об-ва в процессе сознательной борьбы рабочего класса за свое освобождение. Эта нравственность, как указывает В. И. Ленин, «подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата» (т. 41, с. 309). Она «служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (там же, с. 311).

В борьбе за свои права, говорил В. И. Ленин, «рабочий класс поднимается вместе с тем и морально» (т. 21, с. 319), проявляет, по словам Ф. Энгельса, «свои самые привлекательные, самые благородные, самые человечные черты» (т. 2, с. 438), С победой социалистической революции, по мере развития новых отношений между людьми во всех областях общественной жизни принципы К. н обогащаются по содержанию, сфера их действия распространяется на самые различные стороны бытия человека.

С установлением нового строя создаются объективные предпосылки для осуществления принципа коммунистического отношения к труду и общественной собственности (Отношение к собственности ), для развития новых форм быта и отношений в семье (Быта нравственность , Брачно-семейная мораль ). Иными словами, из нравственного руководства в революционной борьбе для наиболее сознательной части пролетариата К, н. превращается в закон повседневной жизни об-ва в целом (Правила социалистического общежития ), из классовой перерастает в общенародную.

С построением социалистического об-ва классовая борьба в сфере морали еще не заканчивается, она лишь приобретает новую форму борьбы с пережитками буржуазной морали, форму коммунистического воспитания масс. В период строительства коммунизма перед социалистическим об-вом, перед Коммунистической партией и всем народом возникают новые моральные задачи, связанные с расширением сферы действия нравственного начала в социальной жизни, К трудящимся предъявляются все более высокие моральные требования.

Осн. из них сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма. И наконец, наиболее полное и всестороннее развитие и осуществление принципы К. н. получат в коммунистическом об-ве. Практическое проведение в жизнь принципов К. н. означает осуществление высшей меры гуманизма , справедливости и равенства в отношениях между людьми, что обусловлено самой природой социалистического и коммунистического строя. В процессе утверждения коммунистических отношений полностью преодолевается присущее всякому классовому об-ву противоречие между человеком и обществом .

Впервые «самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой» (К. Маркс и Ф. Энгельс , т. 3, с. 441); вместе с тем «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (т. 4, с. 447), Положение К. н., что «только в коллективе возможна личная свобода», находит конкретное выражение в принципе коллективизма . Этот принцип предполагает сознательное и добровольное объединение людей для осуществления их общих целей, в к-ром наиболее полно и разносторонне развивается личность каждого (Всестороннее, целостное развитие личности ).

В условиях социализма, когда еще сохраняется различие общественных и личных интересов, принцип коллективизма требует приоритета первых над вторыми, если между ними возникает противоречие, Однако это противоречие может иметь лишь частный, преходящий характер, поскольку в своей основе интересы об-ва и личности находятся в единстве и постепенно сближаются в процессе построения коммунизма. Единство личных и общественных интересов обусловливает принципиально новое понимание самой природы нравственной деятельности человека.

Он служит об-ву, не подавляя свою собственную индивидуальную природу, а, напротив, утверждая свое подлинное человеческое назначение. Это значит, что К. н. кладет конец характерному для нравственных учений прошлого противопоставлению аскетизма и наслаждения, принципов любви и эгоизма , морали долга и добродетели , выполнения внешних обязанностей и следования личной совести (Деонтология ). Это единство общественного и личного обусловлено прежде всего характером социалистического и коммунистического труда, в к-ром человек служит об-ву и одновременно свободно осуществляет свои творческие способности, материальные и духовные потребности.

«...Добровольная производительная деятельность, - указывает Ф. Энгельс, - является высшим из известных нам наслаждений...» (т. 2, с, 351). То принципиально новое, что вносит К. и, в человеческую мораль, состоит также в высокой оценке нравственных возможностей человека. Всякая мораль прошлого, формулируя к.-л. требования к человеку, в конце концов была вынуждена признать, что они в значительной мере неосуществимы, их достижение представлялось лишь бесконечно удаленным идеалом, к-рому нет места в реальной жизни. Причину этого обычно видели в ограниченности и несовершенстве природы самого человека.

Лишь К. н., в к-рой вопрос об общественном и нравственном идеале решается в связи с преобразованием социальных условий жизни, способна поставить перед человеком цели, к-рые превосходят по своим масштабам все то, о чем помышляли моралисты прошлого, и одновременно практически достижимые усилиями самих людей. Вот почему К. н. отличается глубокой верой в исторические возможности и способности человека и высокой требовательностью к людям. Ее исторический оптимизм органически сочетается с подлинным уважением к человеку.

Причем коммунистический идеал - это не просто конечная цель, достижимая где-то в бесконечно отдаленном будущем, а совокупность вполне конкретных проблем и задач, к-рые должны решаться уже в совр. условиях социализма. Коммунистическая мораль создает для личности возможность достижения высшей нравственной свободы . Человек способен поступать с полным пониманием смысла тех моральных требований, к-рые он выполняет, на основе глубокой внутренней убежденности.

Эта нравственность именно потому, что она отвечает коренным интересам людей, опирается на их собственную сознательность, требует от каждого высокой идейности, принципиальности, враждебна всякому догматизму и формализму. Ее принципы невозможно свести к набору прописных истин, косных канонов; они основываются не просто на общепринятой


Top