Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры. Лфк это что такое, кому рекомендована лфк Лечебная физическая культура кратко

Вспомните, давно ли вы принимали решение пройтись пешком с работы до дома? Когда последний раз вы выходили на пробежку? Соотнесите время, проведенное вашими детьми за компьютером, и время подвижных прогулок на свежем воздухе.

Скорее всего, большинство читателей удивится, как мало мы двигаемся и как много времени сидим на месте. Низкая физическая активность может привести к снижению иммунитета, заболеваниям опорно-двигательного аппарата, нарушениям обмена веществ и многим другим проблемам. Но все не так страшно, на помощь вам могут прийти три заветные буквы - ЛФК.

Лечебная физкультура - лечебная она потому, что выполняется плавно и медленно, тем самым дает упор больше на исцеление организма, чем на развитие мышц и выносливости.

Еще в древности утверждали, что движение способно исцелять наравне с лекарствами, а иногда даже эффективнее. Но лишь в середине XX века ЛФК стала отдельным разделом медицины.

Лечебно-физкультурный комплекс - это не только упражнения, выполняемые на коврике. В его состав входит плавание, обычная ходьба и даже подвижные игры.

Что такое лечебная физкультура в медицине? Это эффективный метод восстановления лежачих больных. Да, действительно, даже людям, которые по каким-то причинам не могут самостоятельно передвигаться, прописывают гимнастику, но, естественно, техника выполнения будет совсем иная.

Существует большое количество комплексов для разных категорий людей: для беременных женщин, для женщин в послеродовом периоде, для гипертоников, гипотоников, для людей с проблемами со зрением и др.

Справка. Это система определенных упражнений в сочетании с правильным дыханием, по своей сути чем-то напоминает йогу.

Польза

Для правильного развития организма важна система. Одного сбалансированного питания недостаточно, чтобы быть здоровым. Точно так же, как и, постоянно занимаясь зарядкой, гимнастикой, потреблять много фастфуда и сладкого. Положительного эффекта будет мало.

Рассмотрим одно звено этой системы - физическую активность.

Лечебная физкультура для детей и взрослых - это универсальный инструмент, который позволит улучшить состояние здоровья как совершенно здоровым людям, так и людям с различными заболеваниями, в том числе и опорно-двигательного аппарата.

Комплекс положительно действует на отдельные группы мышц, а также опосредованно, через общее укрепление организма. Чаще всего используется корригирующая гимнастика, влияющая на связки, мышцы и суставы.

Также гимнастика хорошо укрепляет сердечно-сосудистую систему.

Объединив все вышесказанное, можно выделить основные плюсы ЛФК:

  • улучшение обмена веществ;
  • профилактика заболеваний ОДА (опорно-двигательного аппарата);
  • укрепление сердечно-сосудистой системы;
  • повышение иммунитета;
  • предупреждение атрофии мышц (для лежачих больных);
  • поддержание мышц в тонусе;
  • укрепление суставов.

Показания и противопоказания

ЛФК является средством не только профилактики, но и лечения. Как и для любого лечения, должны быть показания и существуют противопоказания, особенно в лечебной гимнастике для начинающих.

Показания:

  • заболевание ОДА;
  • различные ;
  • искривление позвоночного столба ( , );
  • черепно-мозговые травмы;
  • перенесенные инсульты;
  • болезни суставов.

Противопоказания:

  • острые инфекционно-воспалительные заболевания;
  • злокачественные образования в активном периоде;
  • заболевания в остром периоде;
  • психические заболевания с выраженными нарушениями интеллекта;
  • выраженный болевой синдром;
  • тромбозы и эмболии.

Правила занятий ЛФК

С первого взгляда может показаться, что такими спокойными физическими упражнениями может заниматься самостоятельно любой человек, но это далеко не так. В идеале нужно все делать под контролем инструктора по ЛФК или врача , но если такой возможности нет, то нужно как следует вникнуть в теорию, все изучить и только потом приступать.

Для того чтобы получить пользу, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • регулярность . Основа основ, без систематических занятий никаких результатов не будет;
  • адекватное чередование отдыха и занятий. Фанатизм не нужен, частоту занятий надо планировать, учитывая отдых;
  • постепенное увеличение нагрузки в процессе лечения. На одном месте стоять не нужно, нагрузка должна медленно увеличиваться;
  • индивидуальный подход. Для каждого пациента необходим свой план лечения и занятий. То, что исцелит одного, может погубить другого.

Особенности детских тренировок

Детство - особая пора. Это не только время беззаботного веселья, игр и смеха, это еще и очень важный период, когда закладывается фундамент здоровья.

Факт: активные дети болеют реже других. Именно поэтому не стоит ругать ребенка за иногда чрезмерную подвижность. Она принесет только пользу для его здоровья.

Польза гимнастики для детей очевидна. Благодаря улучшению кровообращения происходит:

  • нормализация режима сна;
  • правильное формирование нервной системы;
  • улучшение работы ЖКТ.

Для правильного развития необходимо с самых малых лет приучать малыша к лечебной гимнастике, существуют даже комплексы упражнений для грудничков.

В ЛФК новорожденных объем упражнений, конечно же, ограничен.

В основном гимнастика комбинируется с массажем и выполняется в конце, когда мышцы разогреты.

Самое главное правило в занятии детской физкультурой - наличие инструктора, ведь работа с детским хрупким организмом требует специальных знаний.

Занятия проходят в большинстве случаев в игровой форме, чтобы детям было интересно.

Инструктор обязательно должен учитывать возраст ребенка, состояние здоровья и психики, развитость мелкой моторики и общий уровень физического развития и на основании этого подбирать нужные упражнения.

Упражнения

ЛФК содержит огромное количество упражнений для разных групп мышц, систем организма и различных органов. Подобрать то, что необходимо именно вам, может только доктор или инструктор.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для грудничков - это отличный способ повысить двигательную активность и настроить организм на правильное развитие. В обязательном порядке ее назначают детям с отклонениями здоровья .

Малыши очень любят двигать ручками и ножками, поэтому упражнения доставляют им только удовольствие! Мышцы становятся крепкими, вестибулярный аппарат развивается, и ребенок сможет начать сидеть или делать первые шаги раньше своих сверстников.

Упражнение 1

  1. Положить малыша на спину.
  2. Скрестить ему руки на груди.
  3. Начать слегка приподнимать ребенка вверх за руки, затем возвращать в исходное положение.

Упражнение 2

Разработка тазобедренного сустава.

  1. Сомкнуть колени ребенка, придерживая их пальцами.
  2. Производить повороты таза из этого положения. Можно чередовать с периодическим разгибанием коленей.

Внимание! Все движения стоит производить максимально аккуратно.

Упражнение 3

Развивает мышцы спины и шеи, формирует навык удержания головы.

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Обхватить плечи малыша. Таким образом вы помогаете держаться на локтях.

Также можно периодически разводить плечи малыша, это приведет к определенной реакции - он начнет поднимать голову.

Упражнение 4

  1. Положить грудничка на спину.
  2. Встать слева от него и положить ладонь под голову так, чтобы зафиксировать ее.
  3. Другой рукой зафиксировать согнутую в колене ногу младенца.
  4. Удерживать ребенка в таком положении в течение 3 минут, чередуя воздействие и расслабление.
  5. Выполнить то же самое с правой стороны.

Упражнение 5

Может выполняться с третьего месяца жизни ребенка.

  1. Вложить ребенку в ладошки свои большие пальцы и обхватить предплечья.
  2. Медленно приподнять кроху, как бы присаживая его.
  3. Отпустить в исходное положение.
  4. Повторить 3–4 раза.

Гимнастика при нарушении осанки

Нарушением осанки в наше время страдает огромное количество взрослых и детей, в связи с малоактивным образом жизни. Занятия ЛФК при нарушении осанки помогут постепенно выправить спину и не допустить усугубления ситуации.

Упражнение 1

  1. Встать спиной к стене. Лопатки, ягодицы, икры и пятки плотно прижать к стене.
  2. Выполнить 10–15 приседаний.

Упражнение 2

  1. Исходное положение - лежа на спине на твердой поверхности, руки вдоль туловища.
  2. Оттянуть носки, одновременно поднимая руки вверх через стороны.
  3. Потянуться всем телом, делая вдох.
  4. На выдохе расслабиться.

Повторить 10 раз.

Упражнение 3

  1. Принять исходное положение стоя на четвереньках.
  2. На вдохе одновременно поднять левую ногу и правую руку, на выдохе вернуть все обратно.
  3. Повторить с правой ногой и левой рукой.

Чередовать 30 раз.

Упражнение 4

  1. Ноги на ширине плеч, стоя на твердой поверхности.
  2. На вдохе встать на носочки до упора, одновременно расставив руки в стороны. Шею вытянуть.
  3. Находиться в максимально вытянутом положении 5 секунд.
  4. На выдохе вернуться в исходное положение.

Повторить 10 раз.

Упражнение 5

Многим известное упражнение под названием «Кошка»:

  1. Исходное положение - на четвереньках.
  2. Максимально прогнуть поясницу вниз.

С глубокой древности врачи постоянно уделяли большое внимание физической культуре . Так, в древнем Китае еще 3000 лет до н.э. методики лечебной гимнастики с основным упором на дыхательные упражнения успешно использовались для исцеления больных. А в древней Индии примерно за 2000 лет до н.э. были созданы священные книги – так называемые «Веды» (по другому - «Книги жизни»), в которых досконально описывались дыхательные упражнения , входившие в часть религиозных церемоний. В древней Индии философия йогов насчитывала более 840 разновидностей и типов дыхания. Все эти знания дожили и до наших дней, - так например, в Дели имеется целый научный медицинский институт, занимающийся изучением влияния дыхательной гимнастики на организм.

История развития ЛФК

Особенно высокого подъема лечебная гимнастика смогла достичь в Древней Греции. Платон, Асклепиад, Геродик смотрели на целебную гимнастику как на неотъемлемый обязательный и важный компонент эллинской медицины .

Основоположнику клинической медицины Гиппократу (460-377 годы жизни до н.э.) принадлежит известное изречение:

«Чистота и гармония функций есть результат грамотного отношения суммы физических упражнений к здоровью рассматриваемого субъекта».

В древнем Риме в сборнике Орибаза (360 года н.э.) были накоплены все имеющиеся на тот момент материалы о медицине той эпохи, при этом одной только лечебной гимнастике посвящена целая книга. Особая роль в становлении лечебной гимнастики отводится Клавдию Галену (131-200 гг. н.э.) – знаменито известному врачу гладиаторской школы. Гален дал четкое и подробное описание гимнастики при различных недугах: заболеваниях костно-мышечной системы, обмена веществ, половой слабости. Он использовал для лечебных целей не только гимнастические , но также и спортивные упражнения : плавание, греблю, конный спорт, охоту, массаж, а также труд (косьбу, сбор плодов) и экскурсии. В своей великой книге «Искусство возвращать здоровье» врач гладиаторов писал:

«Сотни и тысячи раз я возвращал здравие больным своим посредством физических упражнений».

Значительный вклад в историю лечебной физкультуры был сделан великим таджикским врачом и философом Абу Али Ибн-Синой, более известным в Европе под альтернативным именем Авиценна (980-1037). В его многотомных трудах о теории и практике медицины большое внимание уделяется аспекту лечебной гимнастики , правильному питанию , закаливанию , отдыху , рациональному режиму жизни.

История развития ЛФК в эпоху Возрождения

Развитие естествознания в эпоху Возрождения способствовало усилению взора общественности и к лечебной гимнастике. В 1573 г. появляется первый учебник гимнастики Меркуриалиса («Искусство гимнастики» или «De arte gymnastica»). На более позднем этапе, стоит упомянуть немецкого терапевта Ф. Хофмана (1660-1742) - автора знаменитого афоризма:

«Движения – жизнь, и лучшая медицина для нашего тела»

А также известного французского клинициста Ж- Тиссо, написавшего в 1781 г. руководство «Медицинская гимнастика, или тренинг человеческих органов по правилам физиологии и гигиены».

Современная история развития лечебной физкультуры

Наиболее активно лечебная физкультура начала развиваться в XIX в. Большую роль в этом скачке сыграла Шведская система лечебной гимнастики , разработанная П. Лингом (1776-1839), который создал в Стокгольме целый гимнастический институт. Элементы шведской гимнастики и отдельные снаряды (такие как шведская стенка, бум и прочие) используются до настоящего времени. Вторая половина XIX в. была ознаменована появлением широкого ряда оригинальных новаторских систем лечебной гимнастики. В 1864 г. Бранд (Швеция) предложил систему гимнастики и массажа для исцеления многих гинекологических заболеваний, мюнхенский профессор Ортель (1881) разработал терренкур как метод лечения болезней ССС, а в 1884 г. Зародилась так называемая гимнастика для больных с сердечными заболеваниями (Шотт).

В 1889 году швейцарский доктор Френкель предложил компенсаторную гимнастику для лечения недугов нервной системы. Чуть позже Зингер и Хофбауэр (1910) разработали лечебную гимнастику при заболеваниях бронхиальной астмой, бронхитом и эмфиземе легких, а Клапп - лечебную гимнастику при искривлениях позвоночника (1927). В то же время обширное распространение получила так называемая механотерапия (комплексы Крукенберга, Цандера, Каро и др.), которая на некоторое время даже вытеснила другие методы лечебной гимнастики.

I и II мировые войны вызвали так называемые травматические эпидемии. В странах Западной Европы и Америке начали создавать «восстановительные центры» , в которых лечебная гимнастика и спортивные упражнения стали основными методами лечения инвалидов. Накопление знаний в области ЛФК и нейрофизиологии, с одной стороны, и появление новых данных в отношении этиологии, патогенеза и клиники ряда патологических состояний, с другой, сделало возможным создание в 40-50-х годах XX в. принципиально новых специализированных методик лечебной физкультуры - Бобат-терапии, терапии Войта, методики проприоцептивного проторения, методов Брюнст- ром, Аффольтер и др.

История развития лечебной физкультуры в России

Использовать физические упражнения в целебных целях в России начали в 16-17 вв., зачастую в комплексе с физиотерапевтическими процедурами, водолечением и закаливанием. В систематизации теоретических и практических моментов ЛФК ведущую роль сыграли такие знаменитые ученые и клиницисты, как С.П. Боткин, М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, С.Г. Забелин, А.А. Остроумов, П.Ф. Лесгафт и другие. Большая роль в культивировании и пропаганде современной лечебной физкультуры принадлежит В.В. Гориневскому, И.М. Саркизову-Серазини, И.А. Богашеву, которые издали в 1923 и 1926 гг. первые в СССР пособия по лечебной физкультуре. В это же время в Москве, областных и районных центрах были организованы специализированные учреждения - государственные институты физической культуры с отдельными кафедрами по лечебной физкультуре. Все последующие годы в нашей стране формировалась обширная сеть кабинетов и отделений ЛФК в больницах, поликлиниках, санаториях, создавались кафедры ЛФК и врачебного контроля в медицинских вузах и институтах усовершенствования врачей, подразделения в научно-исследовательских институтах.

Лечебная физкультура - доступный и эффективный способ восстановить и укрепить здоровье. Подходящие методы ЛФК найдутся для каждого пациента.

ЛФК (лечебная физическая культура) - это метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке .

В основе ЛФК лежит использование одной из главных биологических функций организма - движения, как основного стимулятора роста, развития и формирования организма.

«Движение - это жизнь», - гласит известное изречение Вольтера. Но многие люди по состоянию здоровья ограничены в выполнении физических упражнений на спортивном уровне. Методы ЛФК позволяют решить эту проблему, учитывая индивидуальные особенности человека.

Для чего применяется ЛФК?

Лечебная физкультура является необходимой составляющей всех разделов современной практической медицины. ЛФК широко используют в следующих направлениях:

  • травматологии (при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей для ускорения заживления);
  • ортопедии (заболевания суставов, плоскостопие);
  • неврологии ( , грыжа дисков, плечелопаточный периартроз, депрессивные состояния);
  • кардиологии ( , гипертония и т.д.) для улучшения питания мышцы сердца и усиления ее сократительной функции;
  • пульмонологии (воспаление легких, бронхиты, бронхиальная астма, );
  • при подготовке к операциям на брюшной и грудной полостях, и реабилитации после них (как средство предупреждения послеоперационных осложнений);
  • в комплексном лечении различной патологии у детей (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ревматизм).
  • при заболеваниях органов пищеварения ( , язвенная болезнь, болезнь печени и желчевыводящих путей),
  • нарушениях обмена веществ и эндокринных заболеваниях ( , подагра),
  • в акушерстве и гинекологии (хронические воспалительные процессы, неправильные положения матки, опущение стенок влагалища, климактерический период).

Упражнения ЛФК влияют на центральную нервную систему, изменяя подвижность нервных процессов в коре головного мозга; корректируют функции основных систем организма (дыхание, кровообращения и др.); улучшают процессы обмена; влияют на эмоциональное состояние человека, отвлекая от мысли о болезни и придавая чувство бодрости.

Лечебная физкультура назначается исключительно врачом и проводится строго по его назначению, чаще всего, в учреждениях, здравоохранения. При выборе средств и методик ЛФК учитываются особенности заболевания и состояние пациента в данный момент.

Вопросы читателей

Задать вопрос

Средства и методы ЛФК

Лечебная физкультура - это не только физические упражнения. Ее средством является любая двигательная активность: плавание, ходьба, банные процедуры, игры в лечебных целях. ЛФК применяется в сочетании с комплексом оздоровительных и лечебных мероприятий (лечебный массаж, физиотерапия, прием лекарств, диета).

Комплексы физических упражнений делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (например, плавание, гребля, лыжи), подвижные и спортивные игры. Наиболее часто назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. Упражнения различаются по:

  • анатомическому принципу: для мышц рук, ног, органов дыхания и т.п.;
  • активности: активные упражнения полностью выполняет сам пациент. Они бывают свободными, облегченными, с усилием, на расслабление. Пассивные упражнения выполняются с посторонней помощью.

Виды лечебной физкультуры:

  • общая тренировка, направленная на укрепление и оздоровление организма в целом;
  • специальная тренировка, цель которой - устранить нарушения в работе определенных органов и систем организма.

В рамках специальной тренировки подбираются определенные группы упражнений. В частности, для укрепления мышц живота упражнения делают в положении стоя, сидя и лежа. Для улучшения кровообращения в области малого таза используют упражнения в положении лежа на животе.

Занятия ЛФК могут проходить как с инструктором (в группе или индивидуально), так и самостоятельно. Они проходят в форме утренней или производственной гимнастики, дозированной ходьбы, лечебного , ближнего туризма и терренкура, трудотерапии, механотерапии (упражнения с помощью специальных аппаратов и приборов).

Чтобы ЛФК была эффективной, занятия необходимо проводить длительный период, систематически и регулярно с постепенно возрастающими нагрузками, с учетом индивидуальных особенностей человека (возраста, состояния здоровья, двигательной активности, профессии). По мере прохождения курса ЛФК организм адаптируется к нагрузкам, и происходит коррекция нарушений, спровоцированных заболеванием.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ СП О «Архангельский кооперативный техникум»

Реферат по Физической Культуре

Тема реферата:

Значение лечебной физической культуры

Студентки 3БД группы

Счастной Нины Александровны

Архангельск

Средства ЛФК

Краткая история развития ЛФК

Список литературы

ЛФК как медико-педагогическая дисциплина

Лечебная физическая культура (ЛФК) - научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний.

ЛФК, базируясь на современных достижениях физиологии, морфологии, биохимии, клинической медицины, изучает действие различных средств физической культуры (физических упражнений, подвижных и спортивных игр, закаливающих факторов, массажа) на организм ослабленного и больного человека. Она разрабатывает методику и способы применения специфических средств на различных этапах лечения и реабилитации. Отличительная особенность ЛФК по сравнению с другими методами оздоровления, лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения, представляющие собой разновидность естественного врожденного качества человека - двигательной активности, являющейся основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма.

Способствуя поддержанию здоровья, оздоровлению и реабилитации больного, ЛФК представляет собой одну из важнейших отраслей медицины. Воспитывая у человека сознательное отношение к применению физических упражнений и приобщая его к активному участию в лечебном и реабилитационном процессах, ЛФК является педагогическим процессом.

Объектом воздействия ЛФК является человек во всем многообразии его индивидуальных личностных качеств и текущего функционального состояния организма. Этим определяются индивидуальные особенности применяемых средств и методов ЛФК, а также дозировка физических нагрузок в практике ЛФК.

Применяемые в ЛФК физические упражнения являются неспецифическими раздражителями, которые вовлекают в ответную реакцию все функциональные системы организма. Но физические упражнения способны и избирательно влиять на различные функции, что очень важно при патологических проявлениях в отдельных системах и органах.

ЛФК - метод активной функциональной терапии. Регулярная и дозированная физическая тренировка стимулирует функциональную деятельность всех основных систем организма, способствуя функциональной адаптации больного к возрастающим физическим нагрузкам с повышением резервов его жизнеспособности и работоспособности.

ЛФК - метод первичной и вторичной профилактики. Первичная профилактика ориентирована на весь контингент детей и взрослых и ставит своей задачей улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. В этом отношении двигательная активность, являясь важнейшим условием формирования здорового образа жизни, представляет собой системообразующий фактор первичной профилактики. Вторичная медицинская профилактика занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. Ее профилактическое значение определяется оздоровительным воздействием на организм человека. В этом отношении роль двигательной активности заключается в целенаправленном воздействии на наиболее уязвимые звенья организма данного человека с целью их тренировки и расширения функциональных возможностей.

ЛФК - важнейшее средство реабилитации. Реабилитация есть метод и процесс восстановления здоровья, функционального состояния, трудоспособности и социального статуса человека, нарушенных болезнями, травмами или другими биологическими, механическими, социальными и т.д. факторами. Именно благодаря постепенно усложняющимся физическим нагрузкам процесс реабилитации - медицинской, физической, психологической, профессиональной, социально-экономической и т.п. - протекает гораздо активнее как во времени, так и по интенсивности.

Показания и противопоказания к применению ЛФК

ЛФК показана почти при всех заболеваниях и травмах. Совершенствование методов лечения больных в последние годы расширяет возможности использования ЛФК и позволяет применять ее в более ранние сроки даже при тех заболеваниях, при которых она раньше не применялась. Этому способствует также разработка новых методик ЛФК.

Противопоказания к занятиям ЛФК подразделяют на абсолютные и относительные. Что касается абсолютных, то их круг чрезвычайно мал: совершенно нельзя применять ЛФК при злокачественных новообразованиях, при некоторых психических состояниях и пр. Что же касается относительных противопоказаний, то их, в свою очередь, подразделяют на временные и противопоказания по средствам. Временные противопоказания предполагают отказ от применения физических упражнений при определенных состояниях больного, когда нежелательно активизировать физиологические процессы в организме. Так, ЛФК нельзя применять в остром периоде заболевания, при общем тяжелом состоянии больного, при высокой температуре, при сильных болях, при опасности сильного кровотечения, при интоксикации, при резком снижении адаптационных возможностей организма и т.п. Что касается противопоказаний по средствам, то они предполагают отказ от использования определенных видов физических упражнений или режимов их применения, исходных положений при данном заболевании или травме. Например, при деформациях опорно-двигательного аппарата при выполнении упражнений следует избегать исходных положений стоя и особенно сидя. При гипертонической болезни из применяемых средств ЛФК следует исключить упражнения скоростно-силового характера, с натуживанием и т.д.

Средства ЛФК

ЛФК представляет собой одну из ветвей физической культуры, поэтому и используемые ею средства в полной мере соответствуют применяемым в ней видам двигательной активности. В соответствии с таким подходом к основным средствам ЛФК, имеющим общеукрепляющее и оздоровительное значение, следует отнести упражнения гимнастические, спортивно-прикладные, игры и пр. Разумеется, их использование применительно к больному организму имеет определенные особенности, которые связаны с отмеченными уже противопоказаниями.

Кроме общих для физической культуры в целом средств в зависимости от периода и задач в ЛФК используются и средства, специфические для нее, хотя и относящиеся к существующей в теории физического воспитания классификации.

Гимнастические упражнения составляют значительную часть средств ЛФК.

Среди их разновидностей следует упомянуть следующие:

1. Корригирующие упражнения в ЛФК наиболее широко используются для устранения деформаций опорно-двигательного аппарата. Их подразделяют на пассивные, при которых, собственно, непосредственной нагрузки мышцы не испытывают: выполнение движений в суставах за счет здоровых «посторонних» мышц или с помощью других людей, вытяжение на наклонной плоскости, ношение корсета, массаж и т.д. Без сочетания с активными упражнениями пассивные не останавливают развитие деформации, поэтому в терапевтических целях могут использоваться лишь ограниченно (например, у школьников при необходимости поддерживать длительно вынужденную позу во время учебной работы). Активные корригирующие упражнения ориентированы на тренировку (преимущественно на скоростно-силовую и силовую выносливость) тех групп мышц, от которых зависит состояние соответствующего отдела опорно-двигательного аппарата.

2. Упражнения в равновесии и на координацию движений преимущественно применяются для тренировки вестибулярного аппарата при заболеваниях или травмах, сопровождающихся его нарушением. Например, они незаменимы при нарушениях мозгового кровообращения, на определенном этапе реабилитации после травм головного мозга и пр.

3. Дыхательные упражнения широко используются при самых различных заболеваниях и нарушениях здоровья для нормализации функций сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной, пищеварительной, нервной и других систем организма. Их подразделяют на статические - без сопутствующих движений конечностями, динамические - в сочетании с движениями конечностями, дренажные - направленные на очистку дыхательных путей от экссудата и пр.

4. Изометрические (статические) упражнения чаще всего используются при иммобилизации или ограничении подвижности определенного сустава для предупреждения развития атрофии и нарушений обмена веществ. Основным механизмом их благоприятного влияния являются активизация процессов тканевого синтеза и интенсификация кровообращения в работающих мышцах.

5. Идеомоторные упражнения характеризуются мысленным (воображаемым) их выполнением. Осуществляемые по механизму условных рефлексов, они повышают тонус соответствующих мышц и стимулируют кровоток в них. Близкие к идеомоторным упражнения в посылке импульсов заключаются в мысленном отправлении импульсов к ограниченным в силе и подвижности мышцам (например, при их параличе или при полной иммобилизации). Часто посылку импульсов сочетают с пассивными движениями, выполняемыми либо с помощью специалиста, либо за счет здоровых групп мышц самим больным.

Закаливание как средство тренировки терморегуляции, иммунитета и общего укрепления организма занимает особое место среди средств ЛФК.

В проведении закаливания следует учитывать следующие правила:

Необходимость психологического настроя перед началом закаливающих процедур, для чего необходимо создание установки на здоровье, бодрость, удовольствие. Кроме того, человеку надо провести подготовительную работу, включающую беседы со специалистом, знакомство с литературой и т.д. В результате у него должно сформироваться представления о холоде - друге, а не о холоде - враге.

В закаливании необходима систематичность, для чего закаливающие процедуры следует использовать как можно чаще и без значительных перерывов, потому что каждая из процедур имеет лишь временный эффект. Для этого требуется внести определенные изменения и в образ жизни человека: в температурную обстановку жилища, одежду и др. - т.е. необходимо максимально увеличить время воздействия закаливающего фактора.

Правило контрастных температурных воздействий заключается в том, чтобы адаптировать организм к резким перепадам температур, так как именно они чаще всего и являются причиной простудных заболеваний. Для выполнения этого требования можно воспользоваться контрастными ножными ваннами, душем и др.

Правило постепенности относится не к изменениям значений температуры, а к регулированию отношения интенсивности и времени действия закаливающего средства. Например, закаливающего эффекта можно достичь либо за счет усиления холодового воздействия, либо путем увеличения времени его неизменного действия, либо за счет изменения обоих условий. Лучшим вариантом является такой, когда в первый период закаливания большее внимание уделяется увеличению времени действия неизменного по силе закаливающего фактора, во втором - постепенное поочередное изменение обоих условий, а в последующем - усиление действия холодового средства.

Правило комплексности закаливания требует использования разнообразных средств, чтобы создавалась устойчивость к перепадам температур самых различных факторов (холода, тепла, воды, воздуха, земли и т.д.). Кроме того, согласно этому правилу, при закаливании требуется воздействие на различные участки и части тела. Так, наиболее чувствительными зонами к холоду оказываются кисти, стопы, слизистая носа, передняя поверхность шеи, поясница и т.д. Следует учитывать и то, что значительную часть тепла человек теряет через непокрытую голову.

Правило индивидуализации требует, чтобы у каждого человека был свой режим закаливания, потому что устойчивость различных людей к перепадам температур заметно отличается: у одного на холод проявляется быстрый, но кратковременный ответ; другой реагирует медленно, но устойчиво; у третьего проявляется промежуточный характер реакции. Касается это и состояния здоровья человека, его возраста, темперамента и пр. Исходя из этого, каждый человек должен определить свой тип реакции на меняющуюся температуру и построить свою программу и методику закаливания с учетом этого обстоятельства.

Приведенные правила помогают человеку правильно подобрать средства закаливания. Одним из основных среди них является поддержание в помещении постоянной температуры около 16 - 18°С: с одной стороны, она требует поддержания определенного уровня тонуса скелетных мышц для предупреждения переохлаждения, а с другой - еще далека от той, при которой возникает угроза перегревания и начинается потоотделение (22 - 24°С). Немаловажное значение для закаливания имеют также легкая одежда, купания, регулярные обливания холодной водой и т.д.

При закаливании особого внимания заслуживает воздействие на кисти и стопы, на которых расположено значительное количество не только холодовых рецепторов, но и таких, раздражение которых нормализует состояние внутренних органов (сердца, печени, кишечника и др.) и органов чувств (зрения, слуха). Хороший результат при закаливании кистей дают регулярные холодные обливания их проточной водой и особенно хождение зимой без рукавиц. Из средств закаливания стоп заслуживают внимания хождение босиком дома, по земле, по росе, по снегу и т.д.

Эффективными средствами закаливания являются обливания всего тела холодной водой и контрастный душ. Заслуживает внимания (особенно на первых этапах) и так называемый испарительное закаливание: тело протирается губкой, смоченной в теплой воде, в процессе же испарения влаги с поверхности тела организм теряет тепло, для компенсации которого должен активизировать термогенез.

Каждому человеку важно найти приемлемое именно для него средство закаливания (вода, воздух, босохождение и т.д.), определить способ его применения и разработать программу самого закаливания.

Необходимо учитывать и те условия, которые снижают эффективность закаливания: алкоголь, курение, кофе, малоподвижность, недомогание и др.

Разумеется, закаливание не является абсолютной гарантией против простудных заболеваний, однако вероятность их возникновения у закаленных несомненно ниже, чем у людей, не тренирующих свою терморегуляцию.

В отличие от многообразия средств и способов закаливания к низким температурам тренировка адаптации к жаре в условиях России широко доступна только с помощью одного средства - бани. Закаливающий ее эффект заключается в том, что, во-первых, потовые железы начинают активно вырабатывать значительное количество пота, испарение которого с поверхности кожи предупреждает перегревание. Во-вторых, при воздействии высокой температуры (и особенно при ее чередовании с низкой) сосуды кожи начинают «играть», быстро переходя от состояния сокращения (что бывает на холоде) к расширению (при высокой температуре) и обратно.

Помимо закаливающих результатов банная процедура дает целый ряд других важных для здоровья эффектов: освобождает организм от шлаков; повышает эластичность сосудов, что предупреждает развитие многих заболеваний сердечно-сосудистой системы; снимает возникающее чрезмерное мышечное напряжение; нормализует обмен веществ и массу тела и т.д.

Существует две основных разновидности бань - парная (или русская) и суховоздушная (или сауна). В парной бане очень высокая влажность воздуха, а температура находится в пределах 60 - 75°С. В суховоздушной бане влажность воздуха гораздо ниже, но температура часто превышает 100°С. При возможности выбора - посещать парную баню или суховоздушную - человеку лучше всего ориентироваться на свои ощущения и самочувствие и выбрать ту баню, которая ему по душе. Режим парения - сколько раз и на какое время заходить в баню, пользование веником, сочетание с холодной водой, использование массажа и др. - каждый человек устанавливает для себя опытным путем, исходя из самочувствия, но не только непосредственно в бане, но и в последующие дни. Рекомендуемая частота посещения бани - один раз в неделю. Однако надо помнить, что парение само по себе является довольно ощутимой тренирующей нагрузкой для организма.

Повседневный двигательный режим больного является важным специфическим средством ЛФК. Так как любое двигательное действие сопровождается соответствующими изменениями практически во всех функциональных системах организма, включая и ЦНС, то, правильно организуя и дозируя повседневную нагрузку, человек может добиться заметного полезного оздоровительного эффекта. К этому виду двигательных нагрузок можно отнести действия по самообслуживанию (умывание, одевание и др.), работу по дому (уборка квартиры, стирка и глажение белья), ходьба на работу и обратно и т.п. Однако все эти действия чаще всего носят эпизодический и не постоянный характер. Гораздо больший эффект дают целенаправленные регулярные занятия, включенные в режим дня.

Среди них следует отметить следующие:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), или утренняя зарядка как комплекс из 8 - 12 упражнений с 8 - 10 повторениями каждого, вопреки бытующему мнению, не является серьезным средством поддержания здоровья - для этого она ни по интенсивности, ни по длительности выполнения не соответствует требованиям функциональной тренировки. Однако включение ее в режим дня больного является обязательным, так как УГГ оказывается незаменимой в решении двух важных задач.

Во-первых, УГГ быстро снимает «сонное» торможение в ЦНС за счет значительного по объему и интенсивности потока импульсов, направляющегося в ЦНС от работающих мышц. Вот почему в УГГ включают упражнения обычно на всю скелетную мускулатуру человека. Это создает в мозгу больше очагов возбуждения, откуда оно иррадиирует на другие структуры мозга, вытесняя оттуда торможение. Благодаря этому человек быстрее просыпается и включается в активную деятельность. Во-вторых, УГГ дисциплинирует своей обязательностью выполнения. Возможно, именно с этого начнется приобщение больного к регулярным занятиям физическими упражнениями. лечебный физический культура гимнастический

Совершенно не обязательно УГГ строить по классической схеме (потягивания - упражнения на плечевой пояс и т.д.). Это могут быть и занятия на тренажерах, и пробежка, и игра. При этом лучше использовать легкие и хорошо знакомые упражнения, доставляющие удовольствие и окрашенные в положительные эмоциональные оттенки.

2. Физкультурные паузы ставят целью компенсировать неблагоприятные влияния условий работы и проводятся приблизительно в середине первой и второй половин рабочего дня. В комплекс из пяти - восьми упражнений включают корригирующие осанку, активизирующие деятельность внутренних органов, влияющие на крупные мышечные группы, стимулирующие мозговой кровоток и т.д. Продолжительность - 10 - 15 мин.

3. Физкультминутки призваны оказать местное воздействие на наиболее утомленные части тела и группы мышц и проводятся непосредственно на рабочем месте через каждые 40 - 60 мин в течение 2 - 3 мин. Это могут быть вращения головой, плечами, смена позы, диафрагмальное дыхание, гимнастика для мышц зрительного аппарата, кистей и др.

4. В обеденный перерыв до приема пищи необходимо сменить обстановку, походить, а после приема пищи выполнить релаксирующие упражнения. Непосредственно перед возобновлением работы можно выполнить несколько легких упражнений типа вводной гимнастики.

5. В вечернее время правильно организованная двигательная активность (например, прогулка) будет способствовать хорошему качеству последующего сна и адекватному восстановлению мышечной работоспособности человека, связанной, в частности, с умственной профессиональной деятельностью.

Трудотерапия является близким по значению и механизмам действия к повседневным движениям. В процессе трудотерапии используются преимущественно двигательные действия, результатом которых является получение определенного продукта. Например, к трудотерапии можно отнести работу на приусадебном участке, столярные и другие виды работ по дому и пр.

Нетрадиционные средства в последние десятилетия приобретают в ЛФК все большее значение. В частности, все большее внимание привлекают различные виды восточных оздоровительных систем (йога, цигун и др.), аутотренинг, парадоксальная дыхательная гимнастика Г. Стрельниковой, метод волевого ликвидации глубокого дыхания Г. Бутейко и т.д.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузкина малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов. (1844-1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.

Открытия великих физиологов - И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Серазини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физкультурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии - в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О.Ф.Кузнецов, Б.А.Поляев, С.Д.Поляков, Н.Н.Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стоматологическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой К.П.Левченко) и других медицинских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международных конференций, научных контактов с зарубежными специалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент С.В. Хрущев). Ассоциация ежегодно проводит международные конференции по актуальным проблемам специальности.

Список литературы

1. http://www.studfiles.ru/preview/1485306/.

2. http://otherreferats.allbest.ru/medicine/00167634_1.html.

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник. М. Медицина, 1999. 304 с.

4. Лечебная физическая культура / Под ред. В.А. Епифанова. М., 1987, библиогр. 340 с.

5. http://priroda.inc.ru/fizra/1.html.

6. http://med-lib.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Средства, формы и методы лечебной физической культуры. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей. ЛФК при различных заболеваниях. Разработка методики занятий по физкультуре с детьми 10-13 лет, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Методика проведения занятий лечебной физкультуры. Изучение показаний и противопоказаний к их применению. Гигиенические требования к местам занятий. Классификация физических упражнений. Дозировка физической нагрузки. Формы и методы лечебной физкультуры.

    реферат , добавлен 28.11.2014

    Социальные, медицинские, психологические характеристики пожилого человека. Формы и средства лечебной физической культуры. Проект проведения занятий лечебной физкультуры с пожилыми людьми в Дзержинском комплексном центре социального обслуживания населения.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2014

    История развития лечебной физической культуры, ее особенности, применение и влияние на организм. Причины возникновения гипертонии и сопутствующих заболеваний. Лечебная гимнастика и комплекс физических упражнений для больных гипертонической болезнью.

    реферат , добавлен 08.06.2009

    Использование средств физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. Особенности метода лечебной физической культуры.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Характеристика лечебной физкультуры, применяемой в качестве общеукрепляющего профилактического средства во время беременности, при подготовке к родам и в послеродовом периоде. Показания, противопоказания, основные правила и принципы выполнения упражнений.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Исследование вопроса по литературным источникам. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников. Формирование культуры личности в процессе занятий физической культурой. Гимнастика как средства формирования культуры личности школьника.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2007

    Выполнение больными соответствующих физических упражнений. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений. Механизм нормализации функций организма. Физические, спортивно-прикладные упражнения, применяемые с лечебной целью.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Изучение зарождения и этапов развития лечебной физической культуры в Древней Греции и в Древнем Риме. Первые попытки исправить искривленный позвоночник. Виды и причины образования сколиоза. Клинико-физиологические обоснования к применению ЛФК и массажа.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Влияние физической культуры на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Результативный аспект физической культуры.


Top