Сообщение внутриутробное развитие организма развитие после рождения. Внутриутробное развитие плода по неделям. Малыш готовится к рождению

Внутриутробное развитие ребенка. 1, 2, 3, 4 неделя (1 месяц) На первой неделе внутриутробного развития ваш будущий ребенок скорее является прообразом. Это одна из женских яйцеклеток, находящаяся в яичниках и вторая половинка прообраза – мужской сперматозоид, который еще не созрел. К третьей неделе сперматозоид и яйцеклетка встречаются в маточной трубе, и после их сливания образуется зигота. Это самая первая клетка будущего организма, все остальные триллионы клеток будут образовываться путем деления зиготы. Вместе с делением она начинает движение по маточной трубе к матке. К концу 3 недели внутриутробного развития зародыш состоит из порядка 250 клеток и представляет собой шарик диаметром 0,1-0,2 мм. На 4 неделе происходят очень важные изменения развития ребенка в утробе матери. Развиваются внезародышевые органы – хорион, амнион и желточный мешок. Эти органы обеспечивают питание, дыхание, защиту и поддержку будущему ребенку. Позже амнион превращается в плодный пузырь, а хорион – в плаценту. В создании и развитии внезародышевых органов больше трудятся отцовские гены. Это как бы подтверждают и основную жизненную задачу мужчины – защитить свою семью и обеспечить всем необходимым. Проявляется это даже при развитии ребенка в утробе матери.


Внутриутробное развитие ребенка. 5, 6, 7, 8 неделя (2 месяц) На 5 неделе внутриутробного развития зародыш сильно меняется и больше не похож на шар, или диск. Он больше напоминает своеобразный цилиндр. Врачи на этом этапе развития ребенка в утробе матери называют зародыш эмбрионом. У эмбриона начинают развиваться печень, верхние дыхательные органы и сердце. Еще на 5 неделе происходит важное событие – формируются гонобласты. Они являются прародителями будущих сперматозоидов, или яйцеклеток ребенка. К концу 5 недели развития в утробе матери у зародыша уже двухкамерное сердце, глазные бокалы, появляются глотка и пищевод, надпочечники и зачатки печени, двенадцатиперстная кишка, начинает формироваться рот и слюнные железы. Желудок спускается немного вниз, на свое законное место На 6 неделе внутриутробного развития сердечко из двухкамерного становится трехкамерным. На этой неделе закладываются почки и селезенка, основные отделы головного мозга, зачатки ручек и ножек, уха и гортани. До конца 6 недели зародыш весит 3,5 г, у него уже бьется сердце и закрывается полностью нервная трубка. За 7 неделю внутриутробного развития ребенок вырастает вдвое, его рост составляет до 2 см и весит 4,5 г. Ручки и ножки удлиняются и появляются кисти и ступни, уже видно где будут пальчики. Интенсивно развивается головной мозг и к концу этой недели этот крошечный мозг похож на мозг взрослого человека. На этой неделе начинается кровообращение, кровь вырабатывает печень. На 8 неделе внутриутробного развития рост ребенка 2,2-2,4 см и вес около 23 г. На этой неделе происходит, пожалуй, самое важное событие – определяется пол будущего малыша. Кроме того, скелет начинает окостеневать, закончится этот процесс далеко во взрослом возрасте. В коже ребенка появляется 2 слоя клеток, усложняется эпидермис. В сердечке ребенка появляется вторая перегородка, которая разделяет левый и правый желудочки сердца. В этот момент кровь начинает вращаться только в одном направлении.


Внутриутробное развитие ребенка. 9, 10, 11, 12 неделя (3 месяц) Вес ребенка на 9 неделе внутриутробного развития составляет 34 грамма и 3 см – рост. У него хорошо различимы голова, туловище и конечности. На лице появляется нос, и начинают появляться уши. Укрепляются кости и начинают появляться суставы, пальчики рук и ног становятся длиннее. Появляются первые потовые железы на ладошках и стопах. Мозг продолжает активно расти, формируется мозжечок, отвечающий за координацию движений. Появляется мозговая часть надпочечников, которая в будущем будет вырабатывать адреналин. На 10 неделе развития ребенка в утробе матери появляется плацента, которая улучшает кровообращение, обмен веществ и питание ребенка. Почки поднимаются выше и начинают функционировать. То есть они начинают фильтровать кровь ребенка, и все ненужное выводить через мочу. Выводится это все в плаценту и маминым почкам приходится работать с двойной нагрузкой. А если они не справляются, то ненужные вещества накапливаются, и у мамы начинается токсикоз. Половые органы на этой неделе уже хорошо различимы и их можно разглядеть на УЗИ. К концу 10 недели у малыша исчезает «хвост». Начиная с этой недели внутриутробного развития будущий ребенок уже называется плодом. На 11 неделе внутриутробного развития ребенка образовываются радужки глазного яблока, которые определяют цвет глаз. У ребенка появляются первые лимфатические сосуды, а в крови появляется примитивный гемоглобин. Малыш дорос до 5 см и весит 55 г. На 12 неделе внутри утробного развития в печени ребенка начинает вырабатываться желчь, которая будет помогать перерабатывать жиры. В кишечнике появляются первые сокращения, благодаря которым пища будет по нему передвигаться. Также активно продолжает развиваться мозг ребенка. Выросший малыш весит 68 г при росте 6-7 см.


Внутриутробное развитие ребенка. 13, 14, 15, 16 неделя (4 месяц) В начале 4-го месяца на 13 неделе развития в утробе матери у ребенка уже полностью сформировались все 20 молочных зубов. В кишечнике малыша вырастают ворсинки, способствующие перевариванию пищи. В поджелудочной железе начинает вырабатываться инсулин. Малыш весит 80 г, рост – 7-8 см. На 14 неделе внутриутробного развития ребеночек начинает дышать. Правда, пока это не воздух, а околоплодные воды. Он затягивает их в легкие, а затем выталкивает, таким образом тренирую дыхание. Рост малыша 8-9 см, вес – 90 г. На 15 неделе у ребенка на голове появляются волосы. Малыш писает в околоплодные воды, и для поддержания их чистоты, они обновляются до 10 раз за сутки. В утробе матери в околоплодных водах малыш чувствует себя уютно, он там может свободно двигаться и чувствовать себя в безопасности. Ребеночек подрос, его рост составляет см, а вес – 100 г. На 16 неделе внутриутробного развития ребенок продолжает активно развиваться и набирать в весе. К этому моменту его вес составляет 110 г, а рост – 12см. На этой неделе мы имеем практически полностью сформированные ногти. Почки работают все лучше и лучше, и в туалет ребеночек ходит через каждые 45 минут. Он хорошо двигается, а его координация движений под конец 4 месяца развития ребенка в утробе матери уже намного развилась.


Внутриутробное развитие ребенка. 17, 18, 19, 20 неделя (5 месяц) В начале 5-го месяца на 17 неделе внутриутробного развития ребенка никаких новых органов не появляется. Однако активно развивается весь молодой организм, и малыш учится всем этим пользоваться. Начиная с этой недели, ребенок начинает слышать окружающий шум и реагировать на громкие звуки вне утробы матери. Поэтому смело можно начинать с ним общаться. К разговорам привлекайте и папу, малыш должен знать его голос еще до родов. Кроме того некоторые ученые считают, что низкие частоты малыш слышит лучше, поэтому тембр голоса папы будет лучше различим. Масса плода – г, рост – 16 см. На 18 неделе внутриутробного развития ребенок вырос до см и весит г. У него крепнут кости, пальчики развиваются, на них начинают появляться будущие неповторимые узоры отпечатков пальцев. На 19 неделе внутриутробного развития ребенок весит г, рост продолжается, он уже вырос до 24 см. Если у вас будет девочка, то у нее на этой неделе появились яйцеклетки в яичниках, то есть это ваши будущие внуки. На 19 неделе развития в утробе матери у малыша формируются постоянные зубки, которые вылезут после молочных, на теле растут пушковые волосы, которые исчезают перед родами. Малыш растет и двигается, по активности его движений на 20 неделе внутриутробного развития уже можно определить спит, или бодрствует ваш малыш. Он весит уже больше 300 г, а его рост составляет около 25 см. Около малыша в утробе матери формируется родовая смазка. Она кремового цвета, ее видно даже после родов. Родовая смазка формируется из слущившейся кожи и пушковых волос и покрывает складки тела ребенка.


Внутриутробное развитие ребенка. 21, 22, 23, 24 неделя (6 месяц) До 21 недели развития ребенок в утробе мамы двигается, как ему вздумается. За день он может менять свое положение и лежать то головкой вниз, то вверх, то вообще параллельно земле. Малыш весит 400 г при росте 26 см. На 22 неделе внутриутробного развития у ребенка появляется что-то новое. На этот раз это брови. Малыш продолжает активно развиваться, расти и набирать в весе. Он уже весит до 500 г и вырос до 27 см. На 23 неделе развития в утробе мамы, в кишечнике у ребенка появляется первый кал, он называется меконий. Пушковые волосы становятся темнее, ногти малыша почти сформированы. Ребеночек вырос до 28 см и весит больше 500г. На 24 неделе внутриутробного развития плод активно накапливает под кожей бурый жир. Именно он позволяет поддерживать постоянную температуру тела, давая при этом большое количество тепла. Были случаи, когда врачам удавалось выходить ребенка, родившегося на столь раннем сроке. При этом малыш находился в специальном инкубаторе 14 недель, который имитировал среду материнской утробы и помогал поддерживать температуру тела. Выросший ребенок весит 600 г при росте 29 см.


Внутриутробное развитие ребенка. 25, 26, 27, 28 неделя (7 месяц) Начало 7-го месяца 25 неделя малыш растет и развивается все активнее. Все органы увеличиваются и совершенствуются. Крепнут кости и суставы. Ребеночек вырос до 30 см и весит около 650 г. До 26 недели внутриутробного развития у ребенка улучшился слух. Он теперь очень хорошо слышит все окружающие звуки вне материнской утробы. Старайтесь не бывать в местах с резкими звуками. Ставьте ему спокойную музыку, она может и быстрой современной, главное не резкой, ведь тяжелый рок ребенку может не понравиться. Малыш уже весит 800 г, а его рост – 32 см. До 27 недели развития в утробе матери ребенок дорос уже почти до 1 кг. Его рост составляет см. Кожа ребенка от постоянного нахождения в околоплодных водах материнской утробы становится морщинистой. Ближе к родам кожа растянется и станет гладкой. На 28 неделе внутриутробного развития у ребенка появляются реснички. Если у вас будет мальчик, то на этой неделе его яички опустятся из брюшной полости в мошонку. Рост ребенка – см, а вес уже больше 1 кг. Если ребенок родится в конце седьмого месяца беременности, он имеет уже большие шансы выжить.


Внутриутробное развитие ребенка. 29, 30, 31, 32 неделя (8 месяц) На 29 неделе развития в утробе матери ребенок уже хорошо может регулировать температуру собственного тела. Он начинает готовиться к жизни после рождения. Поскольку малыш уже вырос до 35 см и 1,2 кг ему становится тесновато внутри матки, поэтому мама чувствует точечные толчки. Маме может казаться, что в ее утробе не один ребенок. А все потому, что малыш толкается ручками, ножками, локтями и коленками в столь небольшом пространстве. До 30 недели внутриутробного развития ваш будущий ребенок уже хорошо видит, что происходит вне мамы. Многие думают, что в утробе матери полная темень, однако это не так, и небольшой процент света она пропускает. Поэтому малыш хорошо понимает светло, или темно в окружающей маму среде. Мама хорошо чувствует, когда малыш спит, а когда нет. Бодрствование и сон малыша и мамы не всегда соответствуют. Начинаются маточные сокращения, но малыша они совершенно не беспокоят на этом сроке. На 31 неделе внутриутробного развития зрачки плода начинают реагировать на свет. Кожа ребенка из красной становится розовой. Ногти уже почти доросли до кончиков пальцев. А ребенок все растет, его вес уже около 1,7 кг, а рост – см. До 32 недели развития в утробе матери на голове у ребенка появилось большое количество волос. На лице ребенка уже почти нет морщинок. Малыш растет очень быстро, за этот месяц он вырос почти вдвое, и добавил в весе чуть меньше килограмма. До конца 8 месяца развития ребенка в утробе матери он весит около 1,8 кг, его рост – см.


Внутриутробное развитие ребенка. 33, 34, 35, 36 неделя (9 месяц) На 33 неделе внутриутробного развития у ребенка появляется сурфуктинт. Это вещество, которое помогает самостоятельно дышать, не давая легким после выдоха спадаться. Поэтому если малыш рождается раньше срока, но после этой недели, у него будет меньше проблем с дыханием. Вес ребенка уже больше 2 кг, рост – 42 см. На 35 неделе внутриутробного развития вес ребенка может быть разный, от 2,5 до 2,6 кг. В организме ребенка уже есть все органы, они лишь продолжают расти и совершенствоваться. Рост ребенка составляет около 45 см. На 36 неделе развития в материнской утробе ребенок продолжает свой рост. Его очень приблизительный вес составляет 2,7 кг. Во время визита к врачу, он может высчитать вес ребенка приблизительно. Рост ребенка к концу этого месяца составляет от 46 до 47 см.


Внутриутробное развитие ребенка. 37, 38, 39, 40 неделя (10 месяц) На 37 неделе развития в утробе матери ребенок уже активно дышит. Бывает такое, что он икает. Это может чувствовать и мама. Приблизительный вес ребенка 2,8-2,9 кг, рост – см. На 38 неделе внутриутробного развития вес ребенка составляет около 3 кг. Его рост Все самое интересное в жизни и развитии в утробе мамы уже произошло, и теперь ребенок ждет своего рождения и самостоятельной жизни, где интересного еще будет очень много.

Работа 201.

1. Рассмотрите рисунок с изображением четырехнедельного плода.

Как обознаечны на рисунке:

формирующаяся пуповина и плацента - 5;

наружная оболочка - 1;

внутрення оболочка - 2;

плодная жидкость - 4;

ворсинки наружной оболочки - 6.

2. Как называется место, где материнские сосуды контактируют с сосудами плода?

Детское место - плацента.

3. В чем заключается закон Геккеля-Мюллера и почему он не проявляется полностью?

В индивидуальном развитии организм быстро повторяет историю своего вида. Затрудничтельно назвать такую стадию зародыша или плода, на которой он был бы поход на рыбу или пресмыкающееся, т.к. развитие органов происходит с разной скоростью.

4. Какие органы развиваются у зародыша или плода раньше всего? Почему?

Хорда, спинной и головной мозг, кишечник, печень, сердце - это жизненно необходимые органы.

5. У двухмесчного зародыша наблюдается многососковость. Какой вывод можно сделать из этого?

Эволюционные предки данного организма имели многососковость.

6. Верно ли утверждение, что плод проходит вначале стадию рыбы, потом стадию пресмыкающегося, а потом стадию млекопитающего?

И да и нет. Развитие органов идет с разной скоростью, из-за этого трудно выделить стадию, когда зародыш или плод похож на одного из своих предков.

Работа 202.

1. Рассмотрите рис.101 в учебнике. Ответьте на вопросы.

Достигла ли длина тела изображенного малыша половины окончательного роста?

Какое у ребенка дыхание?

Действуют ли у ребенка сосудосуживающие рефлексы?

На чем основаны ваши выводы?

Ребенку 5-7 лет, растет грудная клетка.

2. Как изменяется рост в подростковом возрасте?

Сначала растут руки, потом ноги, затем туловище в длину, а только потом в ширину.

Чему соответствует биологический возраст?

Возраст развития организма.

Какое время измеряет календарный возраст?

Возраст со дня рождения.

Какими приемами можно стимулировать рост?

Упражнения на вытяжку, баскетбол.

3. В возрасте 12-15 лет вместе с ростом туловища растет и средуе. его масса увеличивается к 15 годам в 15 раз по сравнению с массой сердца новорожденного. Нарастает и общая длина сосудов большого круга, а ширина аорты остается прежней. Почему это часто привожит к юношеской гипертонии и почему с возрастом у многих все приходит в норму без лечения?

Длина сосудов больше, крови становится больше, а толщина аорты маленькая, следовательно, кровь давит на сосуды. Т.к. органы развиваются неравномерно, вскоре аорта приспасабливается и достигает "взрослого" азмера.

4. Рассмотрите диаграмму роста на с.248 учебника и укажите, во сколько раз по сравнению с новорожденным увеличились:

голова - 2;

туловище - 3;

5. Почему при вычерчивании графика роста тела от момента рождения до настоящего возраста нельзя считать с нуля?

Конечность размеров 0 существовать не может!

8 класс предмет: биология

учитель биологии Федорова В.А. ( ГБОУ РК «Феодосийская санаторная школа-интернат»)

Тема урока: « Внутриутробное развитие и рождение ребёнка».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока : беседа.

Цели урока:

Предметные: дать представление о стадиях развития зародыша и плода; раскрыть сущность оплодотворения; познакомить с понятием “беременность”; выяснить режим беременной женщины.

Метапредметные: формировать исследовательские навыки; формировать умение: классифицировать, структурировать материал, делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: развивать коммуникативные качества, культуру общения; развивать познавательный интерес к предмету; развивать интеллектуальные особенности учащихся; воспитывать потребность в заботе о своем здоровье; с пособствовать осознанию абсолютной ценности человеческой жизни на всех этапах развития человека, включая внутриутробную.

Задачи:

Образовательные: закрепить ранее изученный материал об оплодотворении, внутриутробном (эмбриональном и плодном или плацентарном) развитии, о развитии плода; сформировать у обучающихся знания о гигиене беременной женщины, познакомиться с причинами, вызывающими нарушение развития зародыша.

Развивающие: научно обосновать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков и других негативных факторов на развитие плода; развивать умения и навыки сравнивать, анализировать, выделять главное; продолжить формирование умений определять возрастные особенности строения организма человека; развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей учащихся.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, обратить внимание на то, что здоровье будущего поколения зависит от здоровья родителей; п ознакомить обучающихся с отношением религий к зачатию; сделать вывод о внутриутробном развитии ребенка как развитии уникального неповторимого человека, воспитывать у учащихся ответственность, самостоятельность; продолжить развитие общечеловеческих понятий о самовоспроизведении организмов, а также познакомимся с необратимыми процессами жизнедеятельности (аборт).

Используемые технологии: проблемные, здоровьесберегающие, ИКТ, проектно-исследовательские, личностно-ориентированные, развивающего обучения.

Основные понятия и термины: о плодотворение, зигота, зародыш, беременность, эмбриональный период, бластула, гаструла, беременность, м атка, плацентарный период, плацента, пупочный канатик, роды, аборт.

Оборудование: таблица “Половая система человека”, тест «Сколько лет вы проживете?», интерактивная доска, слайдовая презентация, репродукция картины «Мадонна с младенцем», запись “Реквием” В.Моцарта, видио ролик «Дневник не рожденного ребенка»

Методы и методические приемы: словесные, наглядные, исследовательский, проблемного обучения, частично-поиско-вый.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, самостоятельная, фронтальная работа, работа в парах.

Образовательные ресурсы : Биология. Разнообразие живых организмов. 8 класс: учеб. для ОО с прил. на электрон. носителе / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко. - М.: Просвещение, 2014. – 159 с.: ил. – (Сферы).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организа-ционный момент:

приветствие, определение темы урока, настрой учащихся на урок. (2 мин)

Создаёт рабочий настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к работе, присутствующих, объявляет тему урока.

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем изучать тему «Репродуктивная система и здоровье»

(сообщает тему урока и записывает её на доске)

Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие материала урока, проверяют у себя принадлежности

Записывают тему урока

2. Актуализация знаний

определение уровня знаний

(3 мин.)

Организация деятельности учащихся, п овторение пройденного материала ( опрос с опорой на знания учащихся), выявление пробелов и их коррекция.

А) Фронтальная беседа с классом по вопросам:

Как называется мужская гамета? ............................

Как называется процесс выхода яйцеклетки из созревающего фолликула?.............................................

Название женской половой клетки …………………

Как называются женские половые железы?............

Как называются п роцесс слияния гамет……………

Как называется оплодотворенная яйцеклетка? ……

Где происходит оплодотворение?..............................

Б) Биологический диктант (домик – да, прочерк – нет)

В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид …………………………

Кровь зародыша смешивается с кровью матери, объединяясь в общий кровоток……………………….

Зародыш человека в своем развитии кратко повторяет исторический путь развития хордовых...

Беременность в норме длится 7 месяцев……………

В пищевом рационе беременной женщины должны быть продукты, содержащие соли кальция, железа

Беременным женщинам необходимо есть "за двоих"………………………………………………………….

При родах ослабляются связки, удерживающие кости таза, таз расширяется …………………………..

Первый крик ребенка связан с возбуждением дыхательного центра углекислым газом……………....

проверка, выставление баллов

Вспоминают изученное на предыдущих уроках и отвечают на вопросы.

сперматозоид

овуляция

яйцеклетка

яичники

оплодотворение

зигота

в маточных трубах

да

нет

да

нет

да

нет

да

да

выставление баллов в рабочий лист (приложение 1)

3. Мотивацион-но-ориентиро-вочный этап.

1) Определение продолжительности жизни

(4 мин)

2) Планирование семьи – беседа

(3 мин)

3) Прослушива-ние музыкального эпиграфа: песня Св. Копыло-вой «Близнецы»

(4 мин)

Беседа.

Вначале урока мы друг другу сказали «Здравствуйте», а это значит, что мы желаем друг другу здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Недаром же народная мудрость об этом гласит: «Здоровье лучшее лекарство», а ещё………………………………………….

- Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем. Так что же такое здоровье?

- До 1940 г. здоровьем подразумевалось отсутст-вие болезней. Здоровым считали человека, у которо-го нет признаков болезни. Но здоровье – это не про-сто отсутствие болезней, это состояние физичес-кого, психического и эмоционального благополучия. Здоровье – область человеческой культуры и спо-собность производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные, духовные и ма-териальные ценности. Не зря же говорят: «Мое здоровье – здоровье нации». От нашего здоровья за-висит здоровье наших будущих детей и внуков.

Предлагаю определить продолжительность своей жизни с помощью теста.

Обобщает полученные результаты.

- Средняя продолжительность жизни людей пос-тоянно растет. Средняя продолжительность жиз-ни в мире 72 года. Но есть различия между мужчи-нами и женщинами. Так средняя продолжитель-ность жизни мужчин составляет 69 лет, а женщин – 76 лет (они живут в среднем на 7 лет дольше). На продолжительность жизни влияют разные факто-ры. Важное место среди них занимает наследствен-ность. Но кроме того, что родители могут пере-дать заболевания по наследству, человек может приобретси какие –либо отклонения во время внут-риутробного развития.

- Почему здоровье будущего ребенка зависит от здоровья родителей?

- Здоровье будущего ребенка зависит от здоровья родителей, так как зарождение новой жизни начинается с момента слияния двух половых клеток (материнской и отцовской). И какими будут эти клетки (здоровыми или нет) зависит от самих родителей, от их привычек, увлечений и т.д. Но не только наследственность и другие факторы (экология, вредные привычки и т.д.) определяют здоровье будущего ребенка, а и то насколько желанным было рождение ребенка. Для того чтобы рождение ребенка было воспринято как подарок судьбы, оба будущих родителя должны быть готовыми стать мамой и папой. Для того, чтобы справиться с семейными ролями, они должны достигнуть определенной стадии зрелости, и не только физиологической.

Вопросы к классу.

1. В каком возрасте наступает физиологическая зрелость?

2. Что вы понимаете под социальной зрелостью? Когда она наступает?

3. Что вкладывается в понятие психологическая зрелость родителей?

4. Совпадают ли во времени наступления всех видов зрелости?

5. В каком возрасте, на ваш взгляд, создаются идеальные условия для создания семьи и рождения ребенка?

- Один из основных факторов, способствующих вхождению ребенка в жизнь – настрой будущих родителей на семью, на ребенка. Поэтому необходима психологическая и социальная готовность будущих родителей к рождению и воспитанию ребенка. Если физиологическая зрелость (возможность рождения ребенка) наступает в возрасте тринадцати-четырнадцати лет, то психологическая и социальная значительно позже. Так психологическая зрелость выражается в сознательном восприятии факта рождения ребенка как великого блага, и готовности нести за него ответственность. Социальная зрелость определяется несколькими критериями. Это завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие. Т.е. социальная зрелость – это достижение материальной независимости человека, его способность обеспечить семью необходимым. Таким образом, физиологическая зрелость, в большинстве случаев, не совпадает во времени с социальной и психологической зрелостью.

Предлагает прослушать музыкальный фрагмент. Пе-ред прослушиванием песни ставит вопросы:

- Какова философия песни?

- Определите содержание урока.

Обобщает ответы учащихся:

- Значит, жизнь детей начинается еще внутри женщины.

Обращает внимание учащихся на тему урока, записанную на доске. Дает задание:

-Какие вопросы вы задали бы к теме урока?

Вспоминают пословицы о здоровье:

«Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье всего дороже», «Здоровье не купишь – его разум дарит»

Предлагают ответы.

Отвечают на вопросы и обрабатывают результаты теста

Предлагают ответы.

Предлагают ответы.

Слушают аудиозапись песни Св. Копыловой «Близнецы»

Отвечают на поставленные вопросы:

- в песне один близнец сомневается в жизни после родов, но оба говорят о своей жизни внутри мамы. Философия песни - есть ли жизнь после родов.

Содержание урока: внутриутробное развитие ребенка

4. Динамическая пауза

( 2 мин.)

Физкультми-нутка

Создание условий для снятия утомления различных групп мышц, обеспечения эмоциональной разгрузки учащихся. П ереключение внимания учащихся на новый вид деятельности учащихся.

- А сейчас прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, предлагаю немножко отдохнуть.

Отдых, разрядка

Выполняют упражнения

5. Изучение но-вого материала

1) Просмотр презентации

(12 минут)

2) Работа над проблемной ситуацией

(4 мин)

Принято считать, что жизнь человека начинает-ся в момент его рождения. Однако если рассматри-вать жизнь с точки зрения существования и разви-тия организма, то начинается она гораздо раньше, а именно - за 40 недель, или за 9 календарных меся-цев, до момента рождения. Началом развития, а значит и началом жизни человека, можно считать оплодотворение.

Рождение и развитие живых существ изумляло человека во все времена. Как зарождается жизнь человека и животных, как происходит развитие не-видимое нашему глазу? Об этом н а прошлом уроке вы посмотрели фильм «Чудо жизни». Его снял в ко-нце 80х годов XX в. с помощью звуковой аппаратуры американский акушер-гинеколог Бернард Натонсон. Многие врачи, просмотрев фильм, навсегда отказа-лись производить аборты. Как вы думаете почему?

- А сейчас мы повторим пройденный материл.

Показывает презентацию «От зачатия до рождения», и ведёт беседу о внутриутробном развитии ребенка, охране здоровья беременной женщины.

Предлагает поразмышлять над темой, предложенной заведующим кафедрой эмбриологии МГУ В.А.Голиченкова, суть которого: человеческий эмбрион – это человек в очень раннем возрасте.

- Согласны ли вы с этим утверждением?

Все, что нам свято и дорого, озарено именем ма-тери! Земля - кормилица - мать. Родина - мать! Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено ее именем. Материнство - священный долг женщины. Сколько радости, доверия, любви у малыша, кото-рый тянет ручонки к своей маме. Но к словам благо-дарности мамам не могут присоединиться дети, которые не родились. В руках у меня дневник неро-дившегося ребенка. Т.к. время у нас ограничено, предлагаю прочесть его самостоятельно.

Рождение детей для человека - акт не только би-ологический. Воспитать сына или дочь, испытать любовь к детям и любовь детей к себе - это самое огромное счастье на земле.

Если женщина сознательно идет на решения, свя-занные с рождением ребенка, для нее ребенок всегда - радость. А женщина, или совсем юные девушки, идущие на этот шаг по необходимости, от рожде-ния ребенка не чувствует радости, а только боль. И каждая вторая такая беременность заканчивается медицинским абортом.

Любой аборт, проведённый любыми способами, на любом сроке беременности, для организма является тяжелейшим стрессом, не один самый лучший врач не может предсказать, какие последствия могут быть для здоровья решившейся на аборт женщины. Следует обратить особое внимание на тот факт, что в том если прерывается первая беремен-ность, риск развития осложнений возрастает при-мерно на 30%.

Интересный и поучительный факт: Людвиг Ван Бетховен был 5тым ребёнком в бедной семье, до которого все дети рождались с заболеваниями. В наше время даже медики рекомендовали бы его матери прервать беременность. Но, к счастью, его мама подарила жизнь Людвигу, а миру великого композитора.

Врач Пиуль Роквелл из Нью - Йорка так описывает аборт 8-недельного зародыша: "Зародышу было 2 месяца. Я взял в руки плаценту и увидел, как в жид-кости пузыря довольно быстро плавало микроскопи-ческое существо мужского пола, зародыш был пол-ностью сформирован. Кожа его была почти прозра-чна, а на кончиках пальцев легко различались артерии и вены. Младенец плавал со скоростью 1круг в секун-ду, как настоящий пловец. Когда плацента разорва-лась, человек лишился жизни". Он стал противником абортов.

Ответы учащихся

Учащиеся повторяют материал прошло-го урока, заполняют таблицу по ходу объяснения, акцентируют внимание на формирование и развитие ребенка в ут-робе матери, делают вывод о том, что новая жизнь – это уникальный неповто-римый организм, имеющий самостоя-тельные системы развития и это уже чудо.

При показе слайда новорождённого 1 ученик читает заранее заданное стихотворение:

Я славлю миг рождения ребенка,

Когда впервые от шлепка руки

Он вдруг зальется трепетно и звонко

И расцветут глаза как васильки.

Нет, он не плачет, он совсем не плачет.

Пока мы вяжем узел на пупке -

Он радуется жизни, но иначе,

На непонятном взрослым языке.

Отвечают на вопрос утвердительно, приводя доказательства:

- в 3 недели у малыша бьется сердце;

- в 6 недель начинает работать мозг;

- в 8 недель малыш начинает двигаться, у него сформированы зачатки всех органов и тканей;

- в 9 недель сформированы пальцы рук и ног;

- в 12 недель ребенок полностью сформирован;

- в 26 недель ребенок слышит голос матери, музыкальные звуки и т.д.

Ученик читает заданное стихотворение:

Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя,
И будет в час счастливейшей

бессонницы,
Смотреть на звезды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать -

Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и

6. Обобщение

(5 мин)

На здоровье будущего ребенка влияют многие фак-торы: экологическая среда, медицинские достиже-ния и обслуживание, а также наследственность. За здоровье будущего ребенка в ответе оба родителя (мать и отец)! Но главная роль в развитие плода принадлежит будущей матери (66%). Если родители до зачатия, а мать и во время беременности, упот-ребляли наркогенные вещества или алкоголь, курили, то существует большая вероятность того, что ре-бенок родится с физическими и (или) психическими нарушениями. Как показывает статистика у таких родителей чаще всего рождаются либо недоношен-ные дети, либо нежизнеспособные.

Для того, чтобы развитие плода протекало нор-мально, жизнь женщины во время беременности должна быть размеренной и спокойной. Нельзя вы-полнять тяжелую физическую работу. Пища бере-менной должна быть калорийной и легко усва-иваемой. Нужно отказаться от всех вредных при-вычек (курения, употребления алкоголя и т.д.).

Как правильно питаться беременной? Есть за двоих – скажут одни. Как обычно посчитают дру-гие. Так кто же прав? На этот вопрос вы ответи-те мне на следующем уроке.

(выбирает докладчика на следующий урок)

В отличие от наследственных, врожденные забо-левания связаны с повреждениями зародыша, проис-ходящими в процессе его развития. Эмбрион челове-ка наиболее уязвим ………………………………………..

Почему?.......................................................................

В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю, наркотикам.

Большинство пороков физического развития фор-мируется именно в первые три месяца внутриутроб-ной жизни ребенка, когда происходит закладка его органов, образуется костная, кровеносная, дыха-тельная и др. физиологические системы.

В заключение выполните задания (приложение 3, 4) - Раздаёт карточки с заданиями

Высказывают предположения

в первые три месяца его развития

т.к. еще не сформирована плацента – защитный барьер развивающегося зародыша.

Решают задания

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание

(2 мин)

Сегодня на уроке отлично работали учащиеся…

(называет учащихся), отметьте это в своих рабо-чих листах в графах выступления и заполнение таб-лицы, сдайте их. Я подведу итог вашей работы и объявлю вам оценки на следующем уроке.

Информирует о домашнем задании

Обязательная часть:

- параграф 47 по учебнику,

- ответить на вопросы на с.115,

- составьте правила ЗОЖ, которые должна со-блюдать женщина, готовящая стать мамой – «Гигиена беременных женщин»,

- составьте опорный конспект «Факторы, нега-тивно влияющие на развитие эмбриона человека».

Дополнительная часть по выбору:

- Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на раз-витие ребенка.

- Статистический материал о рождаемости

- Наследственные и врожденные заболевания.

Записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока.

8. Рефлексия

(4 мин)

Мотивация учащихся к анализу эмоциональной составляющей урока.

Упражнение на релаксацию: рассматривание репро-дукции картины «Мадонна с младенцем» (в течение беседы звучит негромкая, спокойная музыка).

Мы выполнили наш план урока. Изучили стадии эмбрионального развития зародыша,

- Все ли вам было понятно в течение урока?

- Получи ли вы ответы на свои вопросы?

- Какая часть урока вызвала затруднение?

- Что было интересным?

- Что осталось непонятным?

- С каким настроением вы уйдёте с урока?

Диалог с учителем, обсуждение.

Оценивают свою работу и настроение на уроке, делают выводы:

1. Жизнь – это великий дар

2. Жизнь начинается с зачатия.

3. Человеческий эмбрион – это уже человек.

4. Ребенок – это чудо жизни.

5. В утробе матери живет самостоятельный организм.

6. Физическое и духовное здоровье зависит от внутриутробного развития .

Список используемой литературы:

1. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с.

2.Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.

3. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

4. Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. Биология для поступающих в вузы. М., «Оникс», 2008, 1088с.

5. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии (Человек). «ВАКО», М., 2005, 416с.

6. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с

7. Волкова Т.В. Электронное пособие по биологии. 8 класс. (ISBN 978-601-7438-01-2), Костанай, 2013.

8. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007

Интернет – ресурсы: www . noabort . net / pozvol _ mne _ zhit

Приложение 1.

Рабочий лист________________________________________(Ф.И ученика)

проверка д/з

выступления

работа с таблицей

обобщение

Итоговая оценка за работу на уроке

ответы на вопросы

биологический диктат

тестовые задания

задание 2


Приложение 2.

Тест

«Определение продолжительности жизни»

Средняя продолжительность жизни в мире 72 года. Из этого числа нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

    Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3. Женщинам надо прибавить к 72 цифру 4 .

    Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.

    Если ты живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.

    Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим - прибавь 3 года.

    Если занимаешься спортом 5 раз в неделю хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если 2-3 раза - прибавь 2 года.

    Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостяцкой жизни (начиная с 25 лет).

    Если ты постоянно спишь больше 10 часов, вычти 4 года, если по 7-8 часов, ничего не вычитай.

    Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком долгий сон, - признак плохого кровообращения.

    Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавь 3 года.

    Если ты счастлив, добавь 1 год, если несчастлив, отними 2 года.

    Если собираешься получить среднее образование, добавь 1 год, если высшее – 2 года.

    Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта и т.д.), вычти 4 года.

    Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычти 3 года.

    Если ты выкуриваешь больше 3 пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года.

    Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.

    Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20 кг, вычти 8 лет, если на 15-20 кг, то – 4 года, если на 5-15 кг – 2 года.

Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить.

Приложение 3

Тестовые задания.

1. Молоко матери полезно, так как: 2.В каком периоде у ребенка происходит усиленный рост

A. Оно стерильно и содержит антитела А. от 1 до 3 лет

Б. Содержит все необходимые для питания вещества. Б. от 3до 7 лет

В. По всем указанным причинам. В. От 7 до 17 лет

3.В каком возрастном периоде развивается 4.Серьезный напряженный и достаточно упорный труд ребенка

любознательность ребенка А. веселье Б. учение В. отдых

А. От 1 до 3 лет Б. От 3до 7 лет В. От 7 до 17 лет

5.Подросток - это человек в возрасте: 6. Прерывание беременности

A. От 7-11 лет. Б. От 11-17 лет. B. От 16-20 лет. А. Беременность Б. Роды В. Аборт

Приложение 4

Вставьте пропущенные слова:

… – это слияние сперматозоида и яйцеклетки. В результате оплодотворения образуется …, которая содержит … хро-мосом. Зигота начинает … и образуется многоклеточный зародыш. Первые два месяца развития называется … перио-дом, последующие месяцы до рождения … или … периодом. Беременность длится ….. дней или ……. месяцев. или детское место, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и организ-мом матери.

Ответы:

Оплодотворение, зигота, 46 хромосом, дробиться, эмбриональный, плодный, плацентарный, 280 дней, 9 месяцев, плацента.

Приложение 5

Дневник нерожденного ребенка.

5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители этого еще не знают, но я уже есть. Я меньше чем яблочное зернышко. И хотя я еще не сформировалась, я знаю, что буду девочкой. У меня будут светлые волосы и голубые глаза. Уже все определено, даже то, что я буду любить цветы.

19 октября. Я немного подросла, но я все еще, совсем крошечная, чтобы делать что-либо сама. Мама делает для меня буквально все. Некоторые говорят, что я еще не настоящий человек, что только моя мама существует. Но я настоящий человек, так же, как маленькая крошка хлеба - все же настоящий хлеб. Моя мама есть и я есть. Но мама все еще не знает, что она носит меня в себе.

23 октября. Мой рот уже открывается. Подумать только, примерно через год я буду смеяться, а чуть позже я смогу говорить. Я знаю, какое я произнесу первое слово: “Мама”.

25 октября. Сегодня мое сердце начало биться совершенно само. С этих пор оно будет спокойно биться всю жизнь, никогда не останавливаясь для отдыха.

2 ноября. Я вырастаю понемножку каждый день. Мои руки и ноги начинают принимать форму. Но мне придется еще долго ждать, прежде чем эти маленькие ножки поднимут меня, чтобы я смогла дотянуться до маминой руки, прежде чем эти маленькие ручки смогут собирать цветы и обнимать моего папу.

1 ноября. На моих руках начинают формироваться крошечные пальчики. Смешно - какие они маленькие! Я смогу гладить ими мамины волосы.

20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Ах, как она, наверное, счастлива!

23 ноября. Мои мама и папа, наверное, думают, как меня назвать. Но они не знают, что я маленькая девочка.

10 декабря. У меня растут волосы. Они гладкие, светлые и блестящие. Интересно, какие волосы у мамы?

13 декабря. Я уже немножко могу видеть. Вокруг меня темно. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов. И я увижу свою маму. Какая ты мама?

24 декабря. Мама, я слышу, как стучит твое сердце. Интересно, слышишь ли ты, как мое сердечко стучит? Некоторые дети приходят в мир больными. Но мое сердце сильное и здоровое. Оно бьется так ровно: тук-тук, тук-тук. У тебя будет здоровая маленькая дочка! Я еле могу дождаться, когда буду лежать на твоих руках и смогу заглядывать в твои глаза. Ты ждешь меня так же, как я жду тебя, мама, не правда ли?

28 декабря. Мама! Что Я уже не слышу твоего сердечка… Сегодня моя мама убила меня.


Через какую анатомическую структуру зародыш млекопитающих взаимодействует с организмом матери в период внутриутробного развития?

В чём состоит сходство развития зародышей у всех позвоночных животных?

Через плаценту

Жаберные щели, хорда, хвостовой отдел на ранних стадиях развития у всех позвоночных.

1. В чём заключается процесс оплодотворения? Сколько хромосом имеется в оплодотворённой яйцеклетке (зиготе)?

Процесс оплодотворения – это слияние яйцеклетки со сперматозоидом. В следствие этого образуется зигота, из которой развивается ребенок. В оплодотворенной яйцеклетке диплойдный набор хромосом. Половина от отца, половина от матери.

2. Как выглядит зародыш после окончания дробления? Какую функцию выполняют ворсинки, находящиеся на наружной оболочке?

Дробление - это процесс образования однослойного многоклеточного зародыша бластулы. В результате дробления образуется многоклеточный однослойный зародыш - бластула, которая имеет первичную полость тела - бластоцель. В процессе дробления клетки делятся путем митоза. Митотическое деление при дроблении значительно отличается от размножения клеток взрослого организма: митотический цикл очень короткий, клетки не дифференцируются - в них не используется наследственная информация. Кроме этого, при дроблении цитоплазма клеток не перемешивается и не перемещается; отсутствует рост клеток, Ворсинки помогают яйцеклетке прицепиться к матке, также после ее прикрепления развивается плацента и к ребенку начинают поступать питательные вещества.

3. Какие органы зародыша и плода формируются в первую очередь?

Прежде всего формируются хорда, спинной и головной мозг, кишечник, печень и сердце. В месте прикрепления зародыша к матке образуется плацента.

4. Какую функцию выполняет плацента?

От детского места отходит пупочный канатик, по которому в тело плода идут кровеносные сосуды. Отдав кислород и питательные вещества тканям плода, кровь возвращается к детскому месту, где снова обогащается питательными веществами и кислородом.

5. В чём заключается закон Геккеля - Мюллера и почему он проявляется лишь частично?

Зародыш не сразу становится похожим на маленького человечка. Бытует мнение, что сначала он напоминает рыбу, потом ящерицу, наконец человека. Немецкие ученые Геккель и Мюллер даже сформулировали закон: в индивидуальном развитии организм повторяет историю развития своего вида. Это так и не так. Действительно, на определенном этапе у человеческого плода есть жаберные дуги, такие же, как у личинок рыб, есть период, когда у плода как у пресмыкающегося, появляется хвост, который впоследствии исчезает. Но затруднительно назвать такую стадию зародыша или плода, на которой он был бы похож на рыбу или пресмыкающееся, потому что развитие органов идет с разной скоростью

6. О чём может сообщить филиппинский тест?

Важным событием в жизни каждого человека является полуростовой скачок. Его называют полу ростовым потому, что после его прохождения длина тела достигает половины окончательной величины. О том, прошел он или нет, можно судить по так называемому филиппинскому тесту. Ребенку предлагают перекинуть руку через макушку головы и дотянуться до противоположного уха. Если это удается, полуростовой скачок прошел. Обычно это бывает в 5-7-летнем возрасте. Чем же важен этот момент? Во-первых, тем, что изменилось строение грудной клетки и брюшное дыхание сменилось грудобрюшным: человек может дышать не только с помощью диафрагмы, но и используя грудные мышцы. Во-вторых, начали работать сосудосуживающие рефлексы. Теперь организму не нужно вырабатывать много тепла, оно расходуется экономнее: если холодно, кожные сосуды сужаются, и проходящая по ним кровь теряет меньше тепла.

7. Каковы особенности роста и развития в младшем школьном и в подростковом возрасте?

В младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет рост идет медленнее. Если раньше более быстро росли руки и ноги, то теперь лидером становится туловище. Оно растет равномерно, так что пропорции тела не нарушаются. Следующий ростовой скачок происходит в подростковом возрасте. Руки растут так интенсивно, что организм не успевает приспособиться к их новым размерам, отсюда некоторая неуклюжесть и размашистость движений. После этого начинают расти ноги. Только когда они достигнут своего окончательного размера, включается в рост туловище. Сначала оно растет в высоту, а уже затем начинается рост в ширину. В этот период окончательно формируется телосложение человека.

8. Чем календарный возраст отличается от биологического?

Календарный возраст исчисляется с даты рождения, биологический отражает степень физического развития субъекта.

Жизненный цикл человека - это череда побед и поражений, радостей и горя. И одним из самых важных достижений считается рождение ребенка. Это тот момент, когда человек переполненный счастливыми эмоциями начинает чувствовать себя значимым и нужным. Дети - это цветы жизни, которые вносят в обустроенный быт родителей свою частичку и заставляют снова переживать воспоминания своего детства.

Жизнь малыша начинается с момента его зачатия, и, безусловно, будущим родителям очень важно проследить за тем, как происходит внутриутробное развитие ребенка. Вся беременность состоит из 40 недель и делится на 3 этапа.

Этапы развития

Этапы внутриутробного развития ребенка в акушерской практике принято называть триместрами. Это своего рода деление всей беременности на три одинаковых периода, согласно которым проводят оценку жизнедеятельности плода, назначают анализы и УЗИ, а также измеряют беременной женщины. Появление каких-либо физиологических и психоэмоциональных изменений в организме будущей матери характерно для определенного триместра, и если они не патологичны, то считаются нормой.

I триместр

Начинается с 1 недели и заканчивается на 13. считается самым опасным, так как именно в это время происходит прикрепление плодного яйца к стенке матки, если этого не случается - беременность не наступает.

Также в это время начинают формироваться зачатки будущих органов и тканей, поэтому очень важно в этот период следить за своим рационом, вовремя отдыхать и чаще бывать на свежем воздухе. На этом этапе женщину может настигнуть такой неприятный симптом, как токсикоз. В этом нет ничего страшного, если он не носит очень выраженный и затяжной характер, в этом случае лучше всего обратиться к врачу. У некоторых женщин в первом триместре могут наблюдаться такие изменения:

  • нарушение вкусового восприятия пищи;
  • частая смена настроения;
  • появление сонливости и головных болей.

Все это, зачастую, связано с изменением гормонального фона и началом подготовки организма к вынашиванию и рождению ребенка.

II триместр

Начинается с 14 недели и заканчивается на 26. Этот триместр характеризуется как самый спокойный и приятный период беременности. Внутриутробное развитие ребенка продолжается, а вместе с тем появляются новые ощущения - это, конечно же, шевеление малыша, которое будущая мама начинает явно ощущать. У первородящих это происходит на сроке 18-24 недели, а у повторнородящих можно заметить, начиная с 13, ведь они уже рожали раньше и знают, что это такое.

III триместр

Начинается с 27 неделе и заканчивается родами. Самый безопасный внутриутробный период развития ребенка, но в тоже время очень беспокойный. Ребенок уже почти сформирован и в случае преждевременных родов готов к самостоятельному существованию. У беременной женщины начинает появляться чувство тревоги и страха, частые движения малыша более отчетливы и в некоторые моменты даже можно заметить, как живот «ходит ходуном». Появляются такие неприятные симптомы, как изжога и одышка вследствие давления увеличившейся матки на желудок и диафрагму.

Физиологический процесс развития ребенка принято делить на 3 периода:

УЗИ во время беременности

В настоящее время ультразвуковое обследование является необходимым для оценки

жизнедеятельности плода и выявления врожденных пороков. Всего за весь период беременности эту процедуру нужно пройти 3-4 раза. Первый раз на сроке 12 недель, второй - 21-24, третий раз -на 32 неделе. Во время этой процедуры оценивается:

  • внутриутробное развитие ребенка;
  • соответствие сроку беременности;
  • вес и рост малыша;
  • его положение в полости матки;
  • наличие врожденных пороков;
  • имеется ли обвитие пуповиной;
  • состояние плаценты и околоплодных вод, а также их количество.

Беременности особых изменений в организме женщины не наблюдается. В этот период происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом и образование зиготы, которая будет активно делиться и направляться в полость матки.

2 месяц. Внутриутробное развитие ребенка на втором месяце характеризуется тем, что у малыша уже формируются ножки и ручки, а на них пальчики. Все внутренние системы развиваются и начинает биться сердечко с частотой 140-150 ударов в минуту. Вес плода составляет 4-5 гр, а рост 2,4-3 см.

3 месяц. На этом месяце заканчивается Развитие ребенка продолжается, а вместе с тем начинают формироваться голосовые связки, язык, волосы и ногти. В полости рта появляются первые зачатки зубов. Пищеварительная и кровеносная система начинают свою работу.

4 месяц. За этот период малыш становится крупнее. Все его органы и системы активно работают, а сам ребенок уже умеет сгибать и разгибать конечности, толкаться ножками. Из особых изменений можно отметить развитие коры головного мозга, ушных раковин и появления индивидуального рисунка на кончиках маленьких пальчиков, также малыш становится чувствителен к внешним звукам.

5 месяц. Все системы и органы продолжают совершенствоваться Если говорить про внутриутробное развитие ребенка по месяцам, то пятый месяц, пожалуй, самый запоминающийся для впервые беременной женщины. На этом сроке она может почувствовать и ощутить малыша внутри себя. Легкие пока еще недоразвиты, поэтому следует лучше следить за своим здоровьем, чтобы избежать преждевременных родов.

6 месяц. Этот месяц беременности несет в себе множество изменений в развитии плода. К этому времени он научился открывать и закрывать глазки, на которых появились реснички, а сверху бровки. Половые органы сформированы, а на лице прослеживаются индивидуальные черты. Весит малыш на этом сроке 750гр, а рост составляет приблизительно 30 см.

7 месяц. В этот период быстрыми темпами развиваются мозг и легкие. Подкожного жира становится все больше, поэтому кожа разглаживается и на ней остается все меньше морщинок. Рост малыша на этом месяце - 33 см, а вес около 1-1,2 кг.

8 месяц. За этот период ребенок значительно набирает в весе и увеличивается в росте. Кожа его покрыта густым волосяным покровом, а жировой прослойке стало еще больше. Малыш начинает бурно реагировать на все внешние раздражители.

9 месяц. Заключительный этап всей беременности. Ребенок к этому времени полностью сформирован и готов к самостоятельному существованию. На его коже полностью исчезло лануго (пушок), а сама она стала гладкая и розовая.

Во все периоды внутриутробного развития ребенка следует придерживаться

Нескольких правил и советов:

  • Пересмотреть свой рацион и в случае необходимости добавить в него продукты богатые витаминами.
  • Не переутомляться, сон и отдых важен для полноценного развития ребенка.
  • В начале беременности следует начать прием фолиевой кислоты, естественно, под наблюдением врача. Другие препараты без назначения не употреблять.
  • Если есть вредные привычки (алкоголь, курение), то следует от них отказаться, т.к. положительного влияния они не оказывают, скорее наоборот.
  • Почаще гулять на свежем воздухе, но ни в коем случае не переохлаждаться.
  • Сексуальную жизнь с партнером можно продолжать в том случае, если нет никаких противопоказаний.
  • Приобрести дородовой и послеродовой бандаж, он очень пригодится.
  • Одежду стоит носить свободную, нигде не стесняющую, обувь должна быть на невысоком каблуке.

Беременность - это очень важный период в жизни женщины и ее второй половинки, поэтому стоить запомнить каждый момент этого прекрасного времени и просто наслаждаться им.


Top