Доктор сперанский биография. Николай николаевич сперанский. Основная литература о жизни и творчестве

Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Известные ученики: Известен как:

создатель системы охраны материнства и детства в СССР

Награды и премии:

Гео́ргий Не́сторович Спера́нский (7 февраля , Москва - 14 января , Москва) - советский педиатр , активный участник создания системы охраны материнства и детства, член-корреспондент АН СССР (1943), академик АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1957). Родной брат М. Н. Сперанского .

Биография

Родился в семье военного врача Нестора Михайловича Сперанского.

В 1901 окончил ординатуру, после чего работал сверхштатным ассистентом (бесплатно) и школьным врачом в Александро-Марьинском институте благородных девиц.

В 1904 знакомился с работой лучших клиник Берлина , Вены , Будапешта .

В 1907 стал первым штатным сотрудником родильного дома в Москве, руководимого А. Н. Рахмановым .

Открыл первую в Москве детскую консультацию (на Лесной улице).

2 ноября 1910 открыл стационар на 12 коек - первое в России учреждение больничного типа для детей грудного возраста (на Малой Дмитровке, в Абрикосовском родильном доме Москвы) .

В 1912 основал в Москве первый Дом грудного ребёнка с лечебницей, лабораторией, консультацией, молочной кухней, яслями.

В 1922 основал «Журнал по изучению раннего детского возраста» (ныне - журнал «Педиатрия») и возглавлял его редколлегию в течение всей жизни . В 1922 по инициативе В. П. Лебедевой и Г. Н. Сперанского создан , директором которого Г. Н. Сперанский был назначен в 1923 году.

В 1932-1962 - заведующий кафедрой болезней детей раннего возраста (позднее - кафедра педиатрии) .

В 1938-1962 - председатель Всесоюзного общества детских врачей .

В 1945-1950 - председатель правления Московского общества детских врачей .

В 1950 принимал участие во 2-й Всесоюзной конференции сторонников мира.

В 1952 избран членом Патронажного комитета Международной конференции в защиту детей.

Знал французский, немецкий, английский и чешский языки.

Выбросился из окна больницы АН СССР, с 4-го этажа. Скончался в Москве на 96 году жизни, похоронен на Новодевичьем кладбище .

Научная деятельность

Сперанский является автором более 200 научных работ. Основные труды - по проблемам до- и послеродовой профилактики, физиологии и патологии раннего детского возраста, по вскармливанию, вопросам ухода, закаливания и воспитания ребёнка.

Доклад Г. Н. Сперанского «Опыт устройства и ведения специальной лечебницы для детей грудного возраста», сделанный на I Всероссийском съезде детских врачей в Петербурге (1912), вызвал большой интерес среди участников съезда.

Избранные труды

  • Архангельский Б. А., Сперанский Г. Н. Мать и дитя: Школа молодой матери. - М .: Медгиз, 1959. - 156 с.
  • Сперанский Г. Н. Азбука матери: Вскармливание грудного ребёнка и уход за ним. – 15-е изд. - Киев: Госмедиздат УССР, 1948. - 24 с.
  • Сперанский Г. Н. Гипотрофия в раннем возрасте: (Клинич. очерк). – 2-е изд. - М .: Медгиз, 1943. - 46 с.
  • Сперанский Г. Н. Классификация пневмоний в детском возрасте // Педиатрия. - 1939. - № 12 . - С. 3–6 .
  • Сперанский Г. Н. Классификация расстройств питания детей раннего возраста. – 3-е изд. - М .: Охрана материнства и младенчества, 1928. - 16 с.
  • Сперанский Г. Н. Уход за ребёнком раннего возраста. – 4-е изд., испр. и доп. - М .: Госмедиздат, 1929. - 137 с.
  • Сперанский Г. Н. Физиология ребёнка и его болезни. - М .: М. Викулов и К˚, 1909. - 239 с.
  • Сперанский Г. Н., Заблудовская Е. Д. Закаливание ребёнка раннего и дошкольного возраста. - М .: Медицина, 1964. - 203 с.
  • Сперанский Г. Н., Звягинцева С. Г., Полтева Ю. К. Питание здорового и больного ребёнка: Краткое пособие для врачей. - М .: ЦИУ, 1958. - 72 с.
  • Сперанский Г. Н., Лунц Р. О. Физиология и диэтетика грудного ребёнка. – 2-е изд., доп. - М ., 1928.

Семья

В 1898 женился на Елизавете Петровне Филатовой - племяннице Н. Ф. Филатова .

Награды и признание

  • Герой Социалистического Труда (01.06.1957)
  • 4 ордена Ленина (07.12.1942; 17.11.1947; 05.09.1951; 01.06.1957)
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени (10.06.1945; 20.02.1963)
  • медали
  • Ленинская премия (1970, посмертно) - за цикл работ по физиологии и патологии детей раннего возраста, содействующих резкому снижению заболеваемости и смертности среди них
  • Почётный член Чехословацкого медицинского общества им. Я. Пуркине (чешск.) русск. (1959).
  • Почётный член научных обществ педиатров НРБ и ПНР .

Память

В 1973 журналу «Педиатрия» присвоено имя Г. Н. Сперанского .

Имя Г. Н. Сперанского носят:

В 2010 году в рамках цикла «Корифеи российской медицины» режиссёром Борисом Моргуновым снят документальный фильм . Роль Георгия Сперанского в фильме исполняет внук ученого, профессор Алексей Овчинников, также в фильме участвует академик РАМН , директор Научного центра здоровья детей РАМН Александр Баранов .

Напишите отзыв о статье "Сперанский, Георгий Несторович"

Примечания

Ссылки

  • Мелконян М. // Медицинский вестник, № 8 (549), 2011 г.
  • Ветров В. П. // Российский вестник перинатологии и педиатрии, №2, 1998 г., с.61-62.
  • // Библиотека изображений РИА Новости

Отрывок, характеризующий Сперанский, Георгий Несторович

Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе.
Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску.
Выйдя на большую дорогу, французы с поразительной энергией, с быстротою неслыханной побежали к своей выдуманной цели. Кроме этой причины общего стремления, связывавшей в одно целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей. Они двигались своей стотысячной массой как целым государством.
Каждый человек из них желал только одного – отдаться в плен, избавиться от всех ужасов и несчастий. Но, с одной стороны, сила общего стремления к цели Смоленска увлекала каждою в одном и том же направлении; с другой стороны – нельзя было корпусу отдаться в плен роте, и, несмотря на то, что французы пользовались всяким удобным случаем для того, чтобы отделаться друг от друга и при малейшем приличном предлоге отдаваться в плен, предлоги эти не всегда случались. Самое число их и тесное, быстрое движение лишало их этой возможности и делало для русских не только трудным, но невозможным остановить это движение, на которое направлена была вся энергия массы французов. Механическое разрывание тела не могло ускорить дальше известного предела совершавшийся процесс разложения.
Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 го октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.
Кутузов один все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего) употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению.
Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и загораживанье дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добиванье несчастных? Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска? Но он говорил им, выводя из своей старческой мудрости то, что они могли бы понять, – он говорил им про золотой мост, и они смеялись над ним, клеветали его, и рвали, и метали, и куражились над убитым зверем.
Под Вязьмой Ермолов, Милорадович, Платов и другие, находясь в близости от французов, не могли воздержаться от желания отрезать и опрокинуть два французские корпуса. Кутузову, извещая его о своем намерении, они прислали в конверте, вместо донесения, лист белой бумаги.
И сколько ни старался Кутузов удержать войска, войска наши атаковали, стараясь загородить дорогу. Пехотные полки, как рассказывают, с музыкой и барабанным боем ходили в атаку и побили и потеряли тысячи людей.
Но отрезать – никого не отрезали и не опрокинули. И французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало, равномерно тая, все тот же свой гибельный путь к Смоленску.

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.

(1873-1969) - советский педиатр, один из основоположников советской педиатрии, чл.-корр. АН (1943), акад. АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1957), лауреат Ленинской премии (1970),засл. деятель науки РСФСР (1934).

Окончил мед. ф-т Московского ун-та в 1898 г. Работал ординатором, а затем ассистентом в детской клинике ун-та, возглавляемой Н. Ф. Филатовым. Был первым педиатром в России, начавшим работать в родильном доме (1906), при к-ром он организовал и возглавил детскую консультацию (1907). В 1910 г. создал на благотворительные средства лечебницу для грудных детей. В 1913 г. организовал при лечебнице консультацию по уходу и вскармливанию детей грудного возраста. После Великой Октябрьской социалистической революции был одним из организаторов создания системы охраны материнства и детства в стране. По его инициативе воспитательный дом на Солянке в Москве был реорганизован в Дом охраны младенца (1919), а затем в Государственный научный ин-т охраны материнства и младенчества (впоследствии Ин-т педиатрии АМН СССР). С 1922 по 1931 г. директор этого ин-та. С 1932 г. зав. кафедрой педиатрии ЦПУ.

Г. Н. Сперанский - автор более 200 научных работ, посвященных разработке проблем физиологии и патологии раннего детского возраста, включая период новорожденности. Им научно обоснованы методы вскармливания, ухода pi воспитания детей: Впервые в СССР Г. Н. Сперанский прР1ступил к разработке проблемы антенатальной профилактики заболеваний плода и новорожденного. За цикл работ по физиологии и патологии детей раннего возраста, содействующих резкому снижению заболеваемости и смертности среди них, Г. Н. Сперанский совместно с Ю. Ф. Домбровской и А. Ф. Туром удостоен Ленинской премии.

Значительное число его работ посвящено сепсису новорожденных, респираторным заболеваниям, острым жел.-киш. заболеваниям. Классификация этих болезней, разработанная Г. Н. Сперанским и его учениками, утверждена на VIII Всесоюзном съезде детских врачей (1962). По инициативе Г. Сперанского при АМН СССР создан комитет для координации научных работ по педиатрии в стране, к-рый он возглавлял в течение многих лет.

Совместно с В. Г. Григорьевым и С. А. Васильевым Г. Н. Сперанский записал и издал два тома лекций Н. Ф. Филатова, к-рые выдержали несколько изданий, были настольной книгой отечественных педиатров и не потеряли своего научного значения по сей день. В 1913 г. им был начат выпуск периодических сборников «Материалы по изучению грудного возраста». В 1922 г. по его инициативе был организован журнал «Педиатрия» (до 1934 г. «Журнал по изучению раннего детского возраста»), редактором к-рого он был на протяжении 47 лет. Г. Н. Сперанский являлся также редактором ред-отдела «Педиатрия» 1-го и 2-го изд. БМЭ, председателем Всесоюзного, членом правления Всероссийского и Московского об-в детских врачей.

Г. Н. Сперанский был активным популяризатором мед. знаний. Его брошюры «Азбука матери», «Мать и дитя» неоднократно переиздавались в СССР и за рубежом.

Награжден орденами Ленина (четырьмя), Трудового Красного Знамени (двумя) и медалями. Был почетным членом научных об-в ряда зарубежных стран.

Сочинения: Классификация расстройств питания детей раннего возраста, М., 1926; Методика -рационального вскармливания ребенка, М., 1928; Патогенез токсической диспепсии, Сов. врач, журн., № 1, с. 1, 1936; Сепсис раннего детского возраста, в кн.: Пробл. теорет. и практич. мед., под ред. Я. Л. Гроссмана, сб. 3, с. 5, М.- Л., 1937; Питание здорового и больного ребенка, М., 1959 (ред. совм. с др.); Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста, М., 1964 (совм. с Е. Д. Заб-лудовской); К изучению аллергических заболеваний в раннем детском возрасте, в кн.: Аллергия в патол. детства, под ред. Г. Н. Сперанского, с. И, М., 1969 (совм. с Соколовой Т. С.).

Библиография: Библиографический список трудов Героя Социалистического Труда чл.-корр. АН СССР, академика АМН СССР, заслуженного деятеля науки, лауреата Ленинской премии профессора Г. Н. Сперанского, М., 1973; Гамбург Р. А. и д р. Г. Н. Сперанский и развитие педиатрической науки (К 100-летию со дня рождения), Педиатрия, № 2, с. 3, 1973; Т а б о л и н В. А. Вклад академика Г. Н. Сперанского в создание учения о новорожденном, Педиатрия, № 5, с. 32, 1972; Чумаевская О. А. Г. Н. Сперанский, М., 1973.

В. А. Таболин.

30.7.1877 - 5.3.1952

Родился 18 (30) июля 1877 года в городе Тамбове в семье земского врача. Учился в Саратовской гимназии и одновременно получал музыкальное образование у частных педагогов, а в 1895 году окончил Саратовское музыкальное училище.

По окончании Саратовской гимназии в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году и стал работать присяжным поверенным.

Одновременно брал уроки пения у К.Эверарди . и М.Баттистини, фортепиано - у Сергея Васильевича Рахманинова, актерского искусства - у Гликерии Николаевны Федотовой. Так же в это время обучался пению у нескольких педагогов: Ф.П.Андриевского, М.В.Зотовой, И.В.Тартакова.

В 1901 году дебютировал на сцене Московской частной руссской оперы. В 1904-05 годах был артистом Тифлисской оперы.
Гастролировал в Петербурге (1907), Н.Новгороде (март 1907), Екатеринославе, Ростове-н/Д, Одессе, Киеве, Ташкенте, Ярославле, Кисловодске.

С 1905 года и по 1916 Николай Иванович - ведущий солист Оперного театра С.Зимина в Москве.

В 1906-14г.г. часто выступал в спектаклях с М.Баттистини.

Николай Иванович обладал голосом большого диапазона (пел партии драматического - баритона) и великолепным драматическим дарованием. Музыкально - сценические образы, созданные им, отличались скульптурной выразительностью, точным внешним рисунком, великолепно подобранным гримом и костюмом.

Репертуар певца

насчитывал 101 партию (драматические, лирические, комедийные). Лучшие партии, исполненные Николаем Ивановичем: Борис, Варлаам, Рангони ("Борис Годунов"), Светлейший, Кочубей ("Черевички", "Мазепа" Чайковского), Мельник; Галицкий ("Князь Игорь"), Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо.

Первый исполнитель партий: Аббата Шантавуана ("Мадемуазель Фифи" Ц. Кюи, 1903), Додона ("Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова, 1909), Солейман-хана ("Измена" М. Ипполитова-Иванова, 1910), Лаиша ("Кудеяр" А. Оленина, 1915);

В Москве - Графа Савуази ("Сарацин" Ц. Кюи, 1902), Жерона де Равуара ("Манон Леско" Дж. Пуччини, 1904), Петра I ("Царь и плотник" А. Лортцинга, 1908), Онуфрия ("Дни нашей жизни" А. Глуховцева, 1913), Пугачева ("Капитанская дочка" Ц. Кюи, 1914), Мериноса ("Вампука" В. Г. Эренберга, 1916);

В Тифлисе - Алеко (одноим. опера С. В. Рахманинова, 1904);

На рус. сцене - ? ("Поэт Клеман Маро" А. Мессаже, 1906), Шонара ("Жизнь Латинского квартала" Р. Леонкавалло, 1907), Ганса Закса ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера, 1909), Пьера ("Камо грядеши?" Ж. Нугеса, 1910), Слепого ("Ирис" П. Масканьи, 1912).

Лучшие партии:

Фарлаф ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Галицкий ("Князь Игорь" А. Бородина, в т. ч. в новой постановке Ф. Ф. Комиссаржевского, 1 сент. 1915), Борис Годунов (одноим. опера М. Мусоргского), Варлаам ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Пимен ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Рангони ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Досифей ("Хованщина" М. Мусоргского), Олоферн ("Юдифь" А. Серова), Пётр ("Вражья сила" А. Серова), Малюта Скуратов ("Купец Калашников" А. Рубинштейна, 1912), Сальери ("Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова), Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского), Василий Леонтьевич Кочубей ("Мазепа" П. Чайковского), Рене ("Иоланта" П. Чайковского), Светлейший и Чуб ("Черевички" П. Чайковского), Граф Савуази ("Сарацин" Ц. Кюи); Лепорелло ("Дон Жуан" В. А. Моцарта), Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Граф Норфолк ("Генрих VIII" К. Сен-Санса, 1911), Атанаэль ("Таис" Ж. Массне), Нилаканта ("Лакме" Л. Делиба), Скарпиа ("Тоска" Дж. Пуччини); в опереттах - Гаспар ("Корневильские колокола" Р. Планкета), Юпитер ("Орфей в аду" Ж. Оффенбаха).

Пел п/у Е.И.Букке, М.М.Златина, М.М Ипполитова-Иванова, Э.А.Купера, И.О.Палицына, Е.Е.Плотникова, В.Эренберга, Э.Д.Эспозито.

В симфонических концертах исполнял сольные партии в кантате (№ 60) и мессах И.С.Баха (в т. ч. Месса h-moll), Серенаде для оркестра, сопрано и баса на Баховских торжествах в Москве п/у Рюделя (1914), финале 9-й симфонии Л.Бетховена (п/у С.С.Кусевицкого и А.Никиша), в поэме "Вирь" С.Василенко (1-й исп., п/у автора).

Его партнерами были:Варвара Страхова Бочаров, Ф.И.Шаляпин,Михаил Ефимович Медведев А.В.Богданович, А.Г.Борисенко, А.И.Добровольская, С.И.Друзякина, К.Д.Запорожец, Е.С.Ивони, Л.Кавальери, В.В. Люце, П.С.Оленин, Т.Орда, В.Н.Петрова-Званцева, Т.Руффо, Л.В.Собинов, Н.О.Степанова-Шевченко, Т.В.Тихонова, Е.Я.Цветкова.

Камерный репертуар включал также романсы Э.Грига ("Лебедь"), Ф.Шуберта ("На мельнице"), М.Мусоргского ("Семинарист"), С.Танеева, Ц.Кюи ("Сват и жених"), А.С.Аренского, В.Калинникова, В.Багадурова (посвятил Сперанскому романс "По родным полям", 1906), Б.В.Подгорецкого (посвятил певцу романс "Лебеди" ("Над шапками седыми" op. 4 № 1).

Записывался на грампластинки (8 произв.) в Москве ("Пате"/Pathé, 1909, 1913; "Метрополь" (Корона, РАОГ, 1912); Некоторые архивные записи певца - в ЦГТМ, ЦГММК.

Николай Иванович принимал активное участие в создании Саратовской консерватории - первого в российской провинции высшего музыкального учебного заведения, открытого в 1912 году (на базе музыкального училища, основанного в 1895 году) вслед за Cанкт-Петербургской и Московской консерваториями по решению III Государственной Думы.

Первоначальное название - Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория (в честь выздоровления наследника престола). Консерватория была создана по инициативе Городской думы, губернатора, а также благодаря деятельности Саратовского отделения ИРМО, которое возглавлял первый директор консерватории, воспитанник Лейпцигской и Петербургской консерваторий, талантливый пианист, почётный гражданин города Саратова С.К.Экснер.

Открытие консерватории поддерживали видные деятели музыкальной культуры России: А.К.Глазунов, М.М.Ипполитов-Иванов, А.Т.Гречанинов, Р.М.Глиэр, Л.С.Ауэр, А.И.Зилоти, А.Н.Есипова, А.Б.Гольденвейзер, Э.Направник, Н. Фигнер, С.Зимин, В.Сук, руководство Петербургской и Московской консерваторий, Большого театра, музыкальных академий Вены, Берлина и Дрездена.

Движимые благородной задачей музыкального просвещения в Саратовскую консерваторию были приглашены и приехали видные музыканты-педагоги из российских столиц и ряда европейских стран. Корифей русской виолончельной школы С.М.Козолупов, выпускник С.И.Танеева, известный композитор и ученый, создатель теории метротектонизма Г.Э.Конюс, а также ученик Т.Лешетицкого и А.Г.Рубинштейна, один из лучших польских пианистов И.Сливинский.

Педагогами консерватории были, М.Л.Пресман (фортепиано), Б.К.Радугин, Н.М.Цыганова (фортепиано), В.В.Зайц (скрипка), Л.В.Ростропович и Б.А.Струве (виолончель), А.М.Пасхалова (вокал), К.С.Сараджев, Н.А.Шкаровский (дирижёрское отделение), О.А.Моралев, Б.А.Сосновцев, И.А.Тютьманов (композиторское и музыковедческое отделения),М.Е.Медведев - прославленный тенор, первый исполнитель партий Ленского и Германа в Москве («лучший Герман», по оценке П. И. Чайковского), ученица Е.А.Лавровской - А.М.Пасхалова, с успехом гастролировавшая в Италии, исполнившая в Петербурге партию Снегурочки в спектакле, которым дирижировал Н.А.Римский-Корсаков, известный певец Н.И.Сперанский – ученик К. Эверарди и М. Баттистини, выступавший в ансамбле с С.В.Рахманиновым, Ц.А.Кюи, Н.А.Римским-Корсаковым.

А учились в ней ставшие впоследствие известными музыкантами Ю.В.Кочуров, К.Я.Листов, Д.М.Цыганов, С.Н. Кнушевицкий, М.Я.Александров, А.Н.Дмитриев.

В 1909 году Николай Иванович быд приглашен знаменитым русским режиссёром Пётром Чардыниным на съемки фильма "Вадим" Торговым домом «А. Ханжонков и К°».

"Вадим" (также известен как «Повесть из времён Пугачёва» и «Боярин Палицын».По повести М.Ю.Лермонтова)

Режиссёр Пётр Чардынин. Автор сценария Пётр Чардынин; В главных ролях:Пётр Чардынин (боярин Палицын),Гончарова Александра (Ольга, воспитанница Палицына),Андрей Громов (сын Палицына, Юрий),Н. Сперанский (брат Ольги, Вадим),Павел Бирюков (Федосеич).Оператор Владимир Сиверсен. (Кинокомпания Торговый дом Ханжонкова

Содержание: Крутой и своенравный, каковыми были большинство помещиков старого времени, Палицын из-за пустячной тяжбы подкупами и тяжбами разорил и свел в могилу своего соседа. После несчастного осталось двое детей: горбатый и кривобокий юноша Вадим и трехлетняя крошка Ольга. Предоставив Вадима его судьбе, палицын, чтобы избежать осуждения за свой поступок, взял на воспитание малютку Ольгу. Таким образом, Ольга выросла в доме Палицына, не подозревая, кто ее благодетель. не то случилось с Вадимом.

И без того обиженный природой, а тут еще безжалостно вышвырнутый из своего родного гнезда, он затаил в себе всю горечь обиды и поклялся, что рано или поздно он жестоко отомстит обидчику, и скрылся с горизонта, так что и память о нем исчезла. Прошли годы; из малютки Ольги выросла настоящая красавица, и Палицын, теперь уже на склоне лет, втайне готовил ее для постыдных удовольствий… Но начался час возмездия! На Руси поднялось сильное брожение, появился Пугачев. Этим-то и воспользовался Вадим, чтобы отомстить своему лиходею.

Картина развертывается перед нами с того момента, когда Вадим приступает к выполнению своего плана. Чтобы легче проникнуть в дом обидчика, он с толпою нищих у церковных ворот поджидает выхода Палицына и добровольно соглашается пойти к нему в холопы, лишь бы быть ближе к цели. Первое, что он делает,- это открывает ольге страшную правду. Как громом поразило это несчастную девушку. И без того доведенная до отчаяния приставаниями Палицына, онп торжественно дает клятву во всем помогать Вадиму.

Но судьбе было угодно послать новое испытание бедной девушке. К Палицыну вернулся его сын, и девичье сердце впервые забило тревогу: молодой Юрий произвел на Ольгу неотразимое впечатление, и она полюбила его всем пылом юной души. Оскорбленный и озлобленный еще больше, Вадим разом решает покончить с ненавистной семьей Палицына. По Руси уже прокатились раскаты пугачевской грозы, и Вадим, горя мщением, бросается в стан Пугачева и наводит его вольницу на усадьбу Палицына. По счастливой случайности старик был на охоте, и без него разграбили и сожгли его родовое гнездо, убили его жену…

Юрий, наслаждаясь счастьем молодой любви, мирно гулял с Ольгой, строя радужные планы будущего, но гроза уже надвинулась: Юрий своими глазами увидел гибель родового гнезда и, проводив Ольгу в надежное место, бросился предупредить отца о грозящей ему опасности. Но зорко следил за сестрой Вадим. Он пробрался к ней в избушку и, напоминая о данной ею клятве, старался пробудить в ней чувство мести, но тщетны были мольбы и угрозы Вадима - любовь к сыну победила в ней ненависть к отцу, и она отказалась от своей клятвы. Тогда Вадим, посылая проклятия на ее голову, своими руками обещает убить Юрия и, как коршун, стережет его. Но слепой случай спасает Юрия. Поскакав к отцу, он приказывает своему преданному слуге Федосеичу укрыть Ольгу. темной ночью пробирается старик к Ольге, а Вадим, приняв его за Юрия, раскроил ему топором череп…

Но мгновение злодейства сменилось страшным отчаянием, когда он увидел роковую ошибку. Посылая проклятия судьбе, так жестоко над ним издевающейся, он, может быть впервые, зарыдал от злобы и отчаяния, а Ольга счастливо успела выбраться из засады, чтобы соединиться со своим возлюбленным. Почти целиком разыгранная на природе картина изобилует красивейшими видами. Великолепно разыгранная и прекрасно исполненная технически, эта картина далеко оставляет за собой все, созданное нами до сего времени. «Сине-Фоно», 1910, № 2, с.19

Критика: Весь центр тяжести повести лежит в обрисовке Вадима, которого поэт хотел представить мстителем за поруганную честь и отнятую жизнь отца. Представляя своего Вадима нищим-уродом, он тем самым как бы оттеняет величие и красоту его духа. Таким образом, по внешности Вадим приближен к Францу Мору в «Разбойниках» Шиллера, но демонизм его выше и злоба величественней. Для лучшего представления о Вадиме необходимо запомнить то обстоятельство, которое впоследствии толкнуло Вадима на путь мстителя, - именно о надругании Палицына над его отцом. В картине «Вадим» либреттист и режиссер, очевидно, главное свое внимание и обратили на обрисовку характера Вадима, весь центр тяжести картины, сообразно с замыслом Лермонтова, перенесли на Вадима. Артист, играющий Вадима, превосходно справился с ролью. Прекрасный тип старого русского помещика, любящего пожить, дан в лице Палицына. Очень хороша также и Ольга. В общем картина производит большое впечатление и смотрится с интересом. По исполнению и misenscen’ам она далеко опередила все предыдущие постановки, блеснув некоторыми прямо-таки эффектными, в смысле перспективы, местами. «Сине-Фоно», 1910, № 24, с.9

Картина дает богатый материал артистке в роли Ольги блеснуть красивой игрой. Бесподобен и Вадим, этот обиженный природой мститель, страшный в своем гневе. Режиссер все сделал для крупного успеха этой картины, и мы уверены, что она таковым будет пользоваться по заслугам.«Кине-журнал», 1910, № 18/19, с.11

В 1916 году, в самом расцвете таланта и голоса, по ряду обстоятельств Николай Иванович был вынужден оставить оперную сцену и заняться режиссурой и преподаванием.

Совместно с артистом Мариинского театра и профессором Саратовской консерватории Михаилом Медведевым и преподавателем Алевтиной Михайловной Пасхаловой он организовал в Саратове постоянный оперный театр, торжественное открытие которого состоялось 01.10.1918 г. Театру присвоили имя Н. А. Римского-Корсакова. Здесь Николай Иванович поставил "Травиату", "Евгения Онегина", "Майскую ночь" и другие оперы.

В Ростове-на-Дону в 1920-24 годах Николай Иванович заведовал вокальным отделом и оперным классом Ростовской консерватории,(здесь организовал экспериментальную оперную студию), принял участие в создании оперной труппы, был художественным руководителем и дирижёром Ростовского оперного театра.
Преподавал в должности профессора в Саратовской (1916-1920), Ростовской (1920-1924), Бакинской (1924-1932) консерваториях.

После образования в 1921г. Бакинской консерватории единственным азербайджанцем, обучающимся на вокальной кафедре был Муртуза Мамедов (Бюльбюль). Его первыми педогогами были Поляев и профессор Н.И. Сперанский.

С 1932(39)-52 годы профессор Московской консерватории, а с 1946 по 1951 года одновременно возглавлял кафедру в Музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных. В 1930-х гг. преподавал в Ин-те повышения квалификации при Центральном заочном музыкальном педагогическом институте.

Методика, используемая Николаем Ивановичем в постановке голоса, была особенно успешна в обучении национальных кадров. Естественная постановка голоса восточных певцов особенно нуждалась в бережном к ним отношении. Поэтому в числе учеников Николая Ивановича всегда были студенты из Средней Азии и Закавказья.

В 30-е годы при Московской консерватории создавались национальные студии. Так в 1934-36 г.г. Николай Иванович вел класс в Узбекская студия. Одним из его учеников был Карим Закиров, получивший в 1939 году звание Народного артиста Узбекистана.

На сайте Мой Ташкент опубликовано фото от внука Карима Закирова Джавахира Закирова, где Николай Иванович Сперанский сидит первым слева во втором ряду рядом с Райским.

В этой студии учились ключевые фигуры в музыкальной жизни Ташкента, первое поколение творческой интеллигенции, сумевшее овладеть как национальной, так и европейской музыкальной культурой. 1-й ряд: справа налево - мой дед, Карим Закиров, вторая справа - моя бабушка, Шоиста Саидова с сыном - Батыром Закировым, Абдурахманова с дочерью (будущим дирижером Дилбар Абдурахмановой), 5-я в этом ряду- Халима Насырова, над ней Кари- Якубов, а рядом с ней- жена Кари Якубова, последний в этом ряду- Мухтар Ашрафи.

Николай Иванович воспитал свыше 100 учеников, в их числе: Ф.Ануров, В.А.Багадуров , М.Багиров, Б.М.Балдаков (в 1940-х гг.), В.К. Басманов, Е.А.Бендак, Л.И.Борейко, М.Бюль-Бюль (Мамедов), Н.Л.Вельтер (в? - 1927), Г.Виноградов, П.В.Воловов, Г.Гаджибабабеков (в? - 1928), Х.Галимов, С.А.Галстян (в? - 1949), А.Е.Гуревич (в? - 1936), М.Д.Давыдов (в? - 1939), А.А.Дроздов (? - 1918), К.Закиров (в 1934-36), П.И.Засецкий, А.Зулалов, Е.В.Иванов, Г.С.Израэлян, М. Кари-Якубов, Б.Мирзаев, Вас.Дм. Москаленко (1920-24), З.Никитина, М.С.Решетин, Я.К.Ризаев,М.Рыба, З.И.Садовская (1926 - ?), Н.Н.Самышина (? - 1930), Г.И.Титов (в? - 1947), А.Ф.Чекалиди (в? - 1940), И.М.Яушев (? - 1935).

Ольга Берак, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных.
«Знаю о Н.И. Сперанском - прекрасном педагоге и человеке, который поставил на ноги очень много певцов, и вообще много сделал для становления так называемой русской школы пения.

Во время войны в группе "Старых мастеров искусств" во главе с В.И.Немировичем Данченко был эвакуирован в Тбилиси, откуда был откомандирован для организации Северно-Осетинской оперной студии, а из Осетии эвакуирован в Ереван, где 1942-43г.г.работал в Ереванской консерватории и Музыкальном училище и консультантом оперного театра.

Награжден медалью "За оборону Кавказа".

Заслуженный артист Азербайджанской Республики (1927).
В 1946 году Николай Иванович получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Жена Николая Ивановича – Лия Эдмундовна (Кунт) (6.03.1879 – 1943) С 1925 года жила и работала в Баку, умерла во время войны от тифа.

У Николая Ивановича и его жены Лии Эдмундовны было трое сыновей, родившихся в Москве, но с конца 20-х годов живших в Баку и умерших там.

  • Старший сын – Игорь (6.08.1903 - 20.06. 1982)в 1937 году был репрессирован, но с помощью младшего брата отбывал наказание в Кишлинской тюрьме.

В 1947 году по освобождению не имел права проживать в столице и уехал на строительство Мингечаурской ГЭС, где работал экономистом и руководил театральной студией в Мингечаурском городском клубе.
По завершению строительства был приглашен начальником строительства на работу в Красноярск на строительство ГЭС. Потом вернулся в Баку. Работал экономистом.

  • Средний сын – Глеб (1904 - 1958)перенес в детстве скарлатину, осложнившуюся глухотой, окончил ВХУТЕМАС и начал работу на Бакинской кинофабрике, затем студии Азербайджанфильм, где и проработал художником - бутафором до самой своей смерти в 1958 году.
  • Младший сын – Борис (1906 -1979)окончил в Баку Первую советскую школу (на Красноармейской улице), закончил курсы киномехаников, работал во всех кинотеатрах города Баку и на Кинофабрике.
    Затем отслужил срочную службу на Черноморском флоте, где закончил курсы связистов. После армии строил и оборудовал Гянджинскую радиостанцию.
    Был призван в армию в 1938году и отслужил до 1957 года в батальоне связи. Закончил службу в звании майора. После демобилизации поступил на работу в Контору связи Азнефти под начало необыкновенно хорошего человека - Кязимова, затем был приглашен на работу в ГИПРОМОРнефть, где в должности главного инженера проекта, занимаясь обеспечением связи с морскими буровыми установками и Нефтяными камнями, проработал до пенсии.
    Уйдя на пенсию в день своего 60-летия, посвятил все свое время любимым делам: фотографии, кино, чтению, игре в нарды и прогулкам с внуками.

Я родилась под знаком деда

потому что первое, что увидел мой осмысленный взгляд, была его фотография, висевшая на голой стене нашей комнаты, прямо напротив моей детской кроватки.

Мне сказали, что это дед и живет он в далекой Москве.

И с тех пор все мои детские мечты и разговоры с самой собой в уютной тишине под одеялом были связаны с ним.

От него не приходило писем, но знали, что он жив.

Папа разыскал его в 1947 году во время своей секретной командировки в Москву, вернулся оттуда счастливый и долго рассказывал маме, как произошла эта встреча.

В мои мечты вошла тема нашей встречи.

А увидела я его через пару лет, когда мне уже было 9-ть, и мама сумела скопить деньги на поездку в Москву.

Само путешествие было событием: дымящий и коптящий паровоз, промелькнувшие за окном пески Апшерона, потом бесконечные перелески средней полосы, незнакомые вокзалы с бабками, подносящими к поезду варенную картошку, посыпанную жареным луком, и соленые огурчики, банки простокваши из топленного молока с коричневатой корочкой вкуснейших сливок, отличающейся от нашего мацони.

И вот, наконец, Казанский вокзал, неистребимый запах которого остался на всю жизнь как знак Москвы.

Нас никто не встречает, несмотря на отправленную телеграмму, и мы садимся на такси, мама опасливо посматривает на счетчик, тикающий с необыкновенной скоростью, и вот мы у огромного дома на улице Немировича-Данченко совсем непохожего на наши изящные и нарядные бакинские здания, а напоминающего скорее мощный бастион.

И опять мой чуткий нос, которым я могла определить, кто был у мамы в гостях в предыдущие два часа, на всю жизнь запоминает запах кабины лифта с полированными дверьми, складывающимися гармошкой, и скользящей в металлической клетке.

У лифта сидит лифтерша – строгая тетенька, интересующаяся, к кому мы приехали (папа говорил потом, что они все - сексотки-осведомительницы).

Услышав фамилию, она расплывается в улыбке и начинает говорить нам о том, какой хороший человек наш дедушка, каждый праздник дарит деньги (я потом поняла, что это неистребимая привычка одаривать прислугу на светлые праздники, только даты сменились).

Она объясняет нам, что лифтов два, и на каком лифте надо подняться, чтобы попасть сразу к квартире, а если не с этого, а с другого, то надо перейти на другую лестничную клетку.

Это мы с сестрой освоим позже, когда будем спускаться во двор, чтобы поиграть с местными ребятами в 12 палочек или казаки-разбойники.

Мы поднимаемся на пятый этаж и видим перед собой белую дверь с медной табличкой на которой написана наша фамилия с инициалами Н. И. и с припиской - «профессор».

Дверь нам открывает немолодая, по-моему мнению, женщина, которая оказывается домработницей Марусей.

Она приветливо приглашает нас войти и располагаться, сообщает, что Ирина (дочь деда) придет позже, она не встретила нас, потому что никогда в жизни никуда еще не попала вовремя, а дедушка в доме отдыха, подвернулась путевка, которая скоро заканчивается, но он просил нас приехать к нему в Удельную.

Маму это радует, потому что в Удельной, как она помнит, живет ее двоюродный брат, которого она не видела с тридцатых годов, и родственник жены ее погибшего на фронте брата. Значит можно сразу разыскать и их.

Но меня сейчас не волнуют мамины родственники. Я обследую маленькую и очень уютную квартиру, где просто негде повернуться такой большой компании как наша.

В прихожей первая дверь налево – кабинет, где стоит рояль, высокая стеклянная ваза для цветов, небольшой столик с красивыми часами и разными безделушками, «вольтеровское» кресло (это потом сестра, отвоевавшая его у меня, познакомилась с его необыкновенной способностью резко складыватся, когда поворачиваешься во сне).

Все стены кабинета сплошь увешаны фотографиями с дарственными надписями, по которым можно было изучать историю музыкальной культуры России и Советского Союза.

Пройдя в коридор, в котором у стены стоит маленький обеденный стол с двумя полукреслами, я вижу дверь с спальню, где царят две огромные деревянные кровати с нарядными резными спинками, а на стене висит полочка со всевозможными соблазнительными вещами, из которых мое внимание привлекает необыкновенной красоты бронзовый колокольчик с высокой ручкой.

Потом мне дадут потрогать его и даже позвонить.

Квартира произвела на меня огромное впечатление, несмотря на малые размеры, она показалась мне дворцом.

Наконец пришла Ирина, защебетала, заохала, стала восторгаться нашим певучим южным говором с растянутыми гласными, нашим знаменитым «-да».

Она училась в Гнесинском и уже выступила один раз по радио, произведя впечатление своей цыганской манерой исполнении. Мама внимала с благоговением причастности.

А я перешла к прозе и спросила, где я буду спать и когда мы поедем к деду.

Спать до приезда деда нам с сестрой определили в спальне на торжественной кровати, а после придется перебираться в кабинет: мне - на пол под роялем, маме - на раскладушке, а сестре - в «вольтеровском» кресле.

Ах, как я завидовала ей, представляя себя старинной матроной, восседающей в кресле со специальным столиком сбоку для бокала вина или книги, одним нажатием кнопки превращающемся в спальное ложе. Это потом, вскочивши ночью от вопля сестры в сложившемся кресле и ударившись головой об рояль, я оценила свое преимущество.

И вставать придется не позже семи утра, потому что в девять уже приходят ученики.

Но это потом, а сейчас я была в предвкушении встречи.

И вот с того же Казанского вокзала мы отправляемся в Удельную, которая с момента моего выхода на перрон стала ощущаться совсем родной и с которой была связана вся моя дальнейшая жизнь. Моя и моей семьи.

Найти кого-то в незнакомом дачном поселке могла надеяться только моя мама.

Но она вдруг вспомнила, что тетя жены брата - зубной врач, а это значит, что ее просто не могут не знать местные жители, конечно страдающие зубными болями.

И первый же встречный на вопрос, не знает ли он случайно, где живет зубной врач Циля Ильинична, объяснил нам, куда надо идти, и что второй дом у церкви и будет ее домом.

Каково было наше удивление, когда буквально через 15 минут мы увидели через невысокий штакетник вокруг дачи мужчину с двумя детьми, который на мамин неуверенный оклик: «Борис!», повернулся к нам и с радостным возгласом: «Нина! Откуда, какими судьбами, да еще с детьми, и как ты нас нашла!» - бросился к калитке.

Так в мою жизнь вошли новые родственники и остались в ней до сегодняшнего дня.

Расспросам и воспоминаниям не было конца, я слышала незнакомые имена погибших родственников и видела слезы горечи от невозвратной потери.

Но меня ждала встреча, и я не могла дождаться.

Нас оставили ночевать, убедив не идти вечером в Дом отдыха, который был буквально в десяти минутах ходьбы, а отправится туда утром после завтрака.

Маме, которая встречалась отцом мужа после 17-ти летнего перерыва, конечно, хотелось выглядеть получше и она согласилась, что после печальных разговоров идти не стоит.

И вот, наконец, долгожданное утро, у меня уже нет терпения, я прыгаю вокруг мамы и тороплю ее.

Мы выходим в свежее подмосковное утро, мимо нас пролетают электрички на Москву и обратно, люди спешат на станцию, шумит знаменитый Удельнический базар, а мы направляемся в глубину поселка на тихую и широкую улицу, входим в калитку ворот с вывеской «Дом отдыха профсоюзов», направляемся к большому дому, бывшему когда-то чьей-то усадьбой, и узнаем, что профессор на прогулке и вернется с минуты на минуту.

Подождать лучше на улице, и мы выходим.

Очень широкая улица расположена в сосновом лесу совсем как просека.

Сосны, светящиеся золотом на солнце и золотистая песчаная дорога создают впечатление сказки.

И вдруг вдалеке я вижу спускающегося с пригорка богатыря в белой рубахе навыпуск, подпоясанной шелковым поясом с кистями.

Он идет не один, рядом с ним высокие мужчина и женщина, но они едва достают ему до плеча.

И я сразу понимаю, что это он, и он точно совпадает с придуманным мной образом, и таким он остался для меня на всю жизнь: седой великан – красавец в белой рубахе в золотом свете.

Фотоальбом

Семья

    Н.И.Сперанский

    Н.И.Сперанский

    Н.И.Сперанский (1935)

    Н.И.Сперанский (1947)

    Н.И.Сперанский (1947)

    Лия Эдмундовна Сперанская

    Игорь, Глеб и Борис Сперанские (Саратов)

    Николай Иванович с сыном Борисом

Георгий Несторович Сперанский, яркий незаурядный человек, 70 лет своей жизни отдавший педиатрии. На примере его деятельности хочется показать, что такое быть настоящим врачом.


(справа) с Г. Н. Сперанским

Георгий Несторович родился в г. Москве 7 февраля (по старому стилю) 1873 г. в семье военного врача. В 1893 г. по окончании гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1898 г., а затем в течение трех лет работал ординатором детской клиники, директором которой был наш выдающийся ученый профессор Н. Ф. Филатов. Общение и работа с Н. Ф. Филатовым оказали большое влияние на врачебное мышление Г. Н. Сперанского, на стиль и характер его врачебной работы и научных поисков, на особенности отношений с сотрудниками, учениками, с больными детьми и их родителями. Много ценного и важного перенял от Н. Ф. Филатова Георгий Несторович.

Сперанский не просто подражал Филатову. Качества учителя чудесным образом совпали с чертами характера ученика, даром научного исследователя и талантом новатора и организатора, его внимательным отношением к людям.

С молодых лет Г. Н. Сперанского отличало стремление что-то придумывать, совершенствовать, искать новые пути в разрешении того или иного вопроса. Георгий Несторович усвоил лучшие традиции филатовской школы: проникновенное внимание к ребенку, глубокое знание часто едва уловимых симптомов заболевания. Понимая, что богатый опыт и глубокие знания, которыми делился Н. Ф. Филатов на своих лекциях, должны быть достоянием всех врачей-педиатров России, Георгий Несторович вместе с ординаторами Григорьевым и Васильевым тщательно их застенографировали и выпустили в виде отдельного издания. По окончании ординатуры Георгий Несторович был оставлен в клинике в должности сверхштатного ассистента в инфекционных бараках. В этой должности он оставался до 1911 г. Но уже в этот период у Георгия Несторовича начало формироваться и свое, оригинальное отношение к педиатрии как науке о ребенке. Зная о высокой детской смертности в России в то время, Георгий Несторович задумался над проблемой профилактики заболеваний, которую он сформулировал следующим образом: «Надо не только лечить больных, но и выращивать здоровых детей и делать это с самого рождения». Георгий Несторович решил посещать родильный дом и там наблюдать за детьми. В тот период в родильных домах была частой инфекция у рожениц, и поэтому акушеры старались меньше пускать посторонних в родильный дом. «Посторонними» они считали и педиатров. Но Георгий Несторович настоял на необходимости присутствия педиатра в роддоме и добился того, что в 1905 г. стал первым в России педиатром, который появился в родовспомогательном учреждении Московского воспитательного дома. Он начал также консультировать новорожденных в акушерских клиниках Московского университета, а в 1906 г. по предложению А. Н. Рахманова стал работать педиатром в городском Абрикосовском родильном доме.

Понимая, что необходимо продолжать наблюдения за развитием ребенка и после выписки из родильного дома, уже через год после начала работы в родильном доме Георгий Несторович устраивает первую в Москве консультацию при родильном доме, а затем на собранные им благотворительные средства (тогда было принято многие мероприятия проводить на пожертвования частных лиц) открывает в рабочем районе Москвы, на Пресне, первый в России стационар для грудных детей. В этом деле особенно ярко проявляется его талант организатора. При открытом стационаре для грудных детей за короткий период были созданы и другие учреждения для детей раннего возраста: амбулатория, молочная кухня, выставка по охране материнства и младенчества, ясли, дом матери и ребенка. Здесь бесплатно работали привлеченные Георгием Несторовичем врачи, под влиянием его энтузиазма они учились новому в России делу. Г. Н. Сперанский широко делился накапливаемым опытом, делал доклады и сообщения на заседаниях общества детских врачей, а в 1914 г. были опубликованы два выпуска «Материалов по изучению грудного возраста» под редакцией Г. Н. Сперанского. В 1916 г. стал издаваться журнал «Вопросы охраны материнства и младенчества» под редакцией А. К. Раухфуса.


Top