Функции отдельных участков коры больших полушарий. Биотоки мозга. Биоэлектрические потенциалы мозга в конце работы


Ф. Н. Гоноболин. "Психология "
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.

Приведено с небольшими сокращениями

В коре мозга находятся участки, куда по сенсорным (чувствительным) нервным волокнам поступают возбуждения от определенных органов чувств и откуда идут соответствующие «команды» к мышцам для совершения ответной реакции. Если возбуждать те или иные участки мозга непосредственно, то также можно вызвать некоторые ощущения. В результате сложных опытов ученые установили, что, например, возбуждение слабым электрическим током участка в затылочной части коры вызывает зрительные ощущения, в височной части - слуховые ощущения и т. п.
Наблюдая животных, которым вживляли в мозг очень тонкие электроды, ученые установили, что там есть центры, управляющие эмоциями. В глубине мозгового ствола имеется участок, который можно было бы назвать «центром удовольствия».
Во время опыта крысе вживляли в этот центр электрод и раздражали участок слабым током. Он вызывал у животного очень приятное состояние. Физиологи сумели выработать у крысы навык, чтобы она сама нажимала особый рычажок, который включал ток, идущий через электрод в «центр удовольствия». Теперь животное стало часто нажимать этот рычажок. Когда голодная крыса увидела в одном углу клетки корм, а в другом - рычажок, она устремилась к последнему. Значит, удовольствие, которое она получала от воздействия тока, было сильнее чувства голода.
О наличии в коре мозга участков, которые управляют той или иной психической деятельностью, говорят и следующие факты. Если у человека поражена заднелобная часть полушария, то он лишается способности говорить, а повреждение левой височной области мозга приводит к тому, что человек утрачивает способность слышать и воспринимать чужую речь. Таким образом, нервные процессы локализованы (связаны с определенным местом).
Однако мозг человека устроен так, что нередко функции пораженных участков могут начать выполнять другие его центры, и утраченные способности восстанавливаются.
Мозговой ствол тонизирует (возбуждает) работу коры. Этому усилению жизнедеятельности служит особое сетевидное вещество в подкорковой области мозга, называемое ретикулярной формацией. Она играет важную роль в поддержании бодрствования и активного внимания человека.
Учеными установлено, что в мозге возникают слабые электрические токи, которые стали называть биотоками. Чтобы уловить их, пользуются особо сложным и чувствительным аппаратом - осциллографом. Его соединяют с электродами, которые закрепляют на голове человека. При помощи этого устройства биотоки мозга не только улавливаются, но и усиливаются во много раз, и особый аппарат может их записать в виде кривой. Она имеет различный характер в разные моменты жизни человека.
Если человек находится в спокойном состоянии, лежит или сидит, то в коре мозга наблюдаются так называемые альфа-волны, с числом колебаний 8-13 в секунду. Если предложить человеку напряженно думать (например, решать в уме нелегкую арифметическую задачу), то кривая его биотоков принимает совсем другой вид: появляются так называемые бета-волны, с большей (чем у альфа-волн) частотой колебаний (от 18 до 30 в секунду) и с меньшей амплитудой. В мозге спящего человека отмечаются особые дельта-волны, с числом колебаний 4-5 в секунду.

Нервы пронизывают все тело и благодаря им организм выступает как единое целое. Стоит перерезать нерв, ведущий к какой-либо мышце, и она становится парализованной, подобно тому, как перестает работать цилиндр мотора, если порвать провод, передающий импульсы тока запальной свече.

В школе нам рассказывали об опытах Гальвани по возбуждению нервных окончаний лапок лягушки. Все видели, что при подключении тока к определенным точкам, лапки лягушки начинают сокращаться. Это подтверждает предположение о том, что нервный импульс имеет электрическую природу. Фактически передаваемый волокнами нервный импульс представляет собой кратковременный электрический импульс.

После этих опытов нервы стали воображать электрическими проводами, предающими сигналы от мозга ко всем органам. Современные исследования показали, что это не совсем верно. Нерв – не электрический провод, а, скорее, релейная линия. Поступающий сигнал передается только соседним участкам линии, где он усиливается, а затем передается дальше, снова усиливается, и снова передается, пока не достигает конечной точки. Благодаря этому сигнал может быть передан без ослабления на значительные расстояния, несмотря на естественное затухание в канале передачи.

Тело нейрона не отличается от других клеток ни своими размерами, ни другими особенностями. Однако нейрон, в отличие от других клеток, имеет не только клеточное тело – он рассылает для исследования отдаленных частей организма дендриты (отростки). Отростки распространяются на небольшие расстояния. Один только аксон, диаметром менее 0,01 мм, отходит от нейрона на громадные расстояния, измеряемые сантиметрами и даже метрами. Все нейроны ЦНС собраны вместе в головном и спинном мозге и образуют серое вещество.

Механизм работы аксона до конца не понят. Его можно упрощенно представить себе как длинную цилиндрическую трубку с поверхностной мембраной, разделяющей два водных раствора разного химического состава и разной концентрации. Мембрана подобна стенке с большим количеством полуоткрытых дверей, сквозь которые ионы растворов могут протискиваться только с большим трудом. Самое удивительное в том, что электрическое поле "притворяет эти дверцы", а с его ослаблением они открываются шире. В состоянии бездействия внутри аксона находится избыток ионов калия; снаружи – ионов натрия. Отрицательные ионы сконцентрированы главным образом на внутренней поверхности мембраны, и поэтому она заряжена отрицательно, а наружная поверхность – положительно.

При раздражении нерва происходит частичная деполяризация мембраны (уменьшение зарядов на ее поверхностях), что ведет к снижению электрического поля внутри нее. В конце концов происходит местная деполяризация мембраны. Так возникает нервный импульс. Собственно говоря, это импульс напряжения, вызванный протеканием тока через мембрану. В этот момент "приоткрываются дверцы" для калиевых ионов. Проходя на поверхность аксона, они постепенно восстанавливают то напряжение (около 0,05 В), которое было у невозбужденного нерва.

При деполяризации участка мембраны появляется электрический ток, направленный от неактивных пока участков мембраны к деполяризованному участку. В результате возникает новый деполяризированный участок, который, в свою очередь, возбуждает процессы в соседнем участке и т.д. Самовоспроизводящееся состояние деполяризации начинает распространяться по неровному волокну, не затухая, со скоростью около 120 м/с. Это и есть скорость движения нервного импульса. Нетрудно сосчитать, что импульс от мозга до кончика пальцев па ноге у человека, ростом два метра, дойдет меньше, чем за одну миллисекунду.

Ионы натрия и калия, смещенные при прохождении импульса со своих насиженных мест, постепенно возвращаются обратно непосредственно сквозь стенку за счет химических процессов, механизм которых пока еще до конца не выяснен.

Вызывает восхищенное удивление, что все поведение высших животных, все творческие усилия человеческого мозга основаны, в конечном счете, на этих чрезвычайно слабых токах и тончайших, микроскопических химических реакциях.

Мозговые волны

В мозге непрерывно совершаются электрические процессы. Если на лоб и затылок наложить металлические пластины, соединенные через усилитель с регистрирующим прибором, то можно зафиксировать непрерывные электрические колебания коры головного мозга. Их ритм, форма и интенсивность существенно зависят от состояния человека. В мозге сидящего спокойно с закрытыми глазами, не думающего ни о чем человека совершается около 10 колебаний в секунду. Когда человек открывает глаза, появляются более быстрые нерегулярные колебания. Когда человек засыпает, ритм волн замедляется, а амплитуда их нарастает. Во время сновидения характер колебаний несколько изменяется, что позволяет довольно точно определить.момент начала и конца сновидения.

При заболеваниях мозга характер электрических колебаний меняется особенно резко. Так, патологические колебания при эпилепсии могут служить верным признаком заболевания. Все это доказывает, что мозговые клетки находятся в состоянии постоянной активности, и большие количества их колеблются вместе и одновременно, подобно музыкальным инструментам большого оркестра.

Поступающие в мозг нервные импульсы не идут проторенными путями, а меняют свою картину распределения колебаний в коре больших полушарий. Характер электрической активности мозга меняется с возрастом в течение всей жизни и обучения. Надо полагать, что электрические колебания не просто сопутствуют работе мозга, как шум – движению автомобиля, а являются существеннейшим моментом всей его жизнедеятельности. У ЭВМ, способной выполнять отдельные функции мозга даже лучше, чем он сам, именно электромагнитные процессы определяют всю работу.

Нужно подчеркнуть, что каждому ощущению, каждой мысли отнюдь не соответствует свое собственное, определенное колебание. О чем думает человек, по форме электрических колебаний определить нельзя. Какие функции выполняют эти процессы в мозге, мы пока не знаем, но они отчетливо показывают, что материальной основой мышления являются электрохимические процессы превращения энергии и информации.

Мозг как электрохимическая система излучает электромагнитные волны и имеет собственное электромагнитное поле. Он использует комбинированный способ передачи сообщений, как в самом мозге, так и ко всем другим органам тела. Каждое сообщение дублируется, передается в электрической и химической формах, которые могут переходить одна в другую. Сообщения передаются в виде электрического сигнала вдоль аксона клетки мозга, а потом переходят в химическую форму, достигая синапса – точки соединения с другой клеткой.

Для того чтобы отправить сообщение, мозг должен выработать электрический сигнал. Для этого в мозге должна быть своя "электростанция". Такая "электростанция" действительно существует, хотя и не выделена отдельным объектом. Каждая клетка вырабатывает свою часть энергии. Общая мощность "электростанции" нашего мозга около 25 Вт. Этой электроэнергии достаточно, чтобы создать электромагнитное поле необходимой силы. Мы можем применить формулы квантовой физики и высчитать, на какие расстояния может простираться сформированный нашим мозгом энергетический импульс.

Мозговой "электростанции" необходимо "топливо", в качестве которого мозг использует кислород и другие продукты быстрого горения, добываемые из пищи. Большая часть энергии нашего организма уходит на поддержание работы мозга.

Параметры электромагнитного поля мозга непрерывно изменяются, что сопровождается изменением частоты его излучения. Установлено, что в каждый момент человеческий мозг "работает" в определенном диапазоне частот. Частоты, на которых работает наш мозг в различных состояниях бодрствования и сна, сейчас хорошо изучены. Мы можем зафиксировать их с помощью элекгроэнцефалографа и получить электроэнцефалограмму мозга (далее – ЭЭГ).

Основных частот (их называют также ритмами мозга) четыре.

  • 1. В активном состоянии бодрствования наш мозг функционирует в ритме от 13 до 25 Гц. Это так называемое бета-состояние.
  • 2. Идеальное для обучения состояние "расслабленного внимания" наступает при частоте от 8 до 12 Гц. Это так называемое альфа-состояние.
  • 3. Ранние стадии сна наступают при частоте от 4 до 7 Гц. Это так называемое тета-состояние, при котором мозг перерабатывает полученную за день информацию.
  • 4. Глубокий сон (от 0,5 до 3 Гц) – дельта-состояние.

В результате экспериментов обнаружено, что мы можем намного быстрее и эффективнее обучаться, когда наш мозг находится в состоянии "расслабленного внимания ". В это состояние можно погрузиться с помощью определенных типов медитации, слушая расслабляющую, успокоительную музыку.

Опытным путем подбирались ритмы, способствующие возникновению "расслабленного внимания". Особенно хорошо мозг реагирует на музыкальные ритмы в стиле "барокко". Темп этого стиля близок к длине волны мозга, который излучается в состоянии "расслабленной готовности". Книга, читаемая под музыку "барокко", легко "вплывает" в наше подсознание, мы запоминаем ее текст без усилий.

Глубокие уровни сознания и запоминания достигаются в состояниях "альфа" и "тета", которые характеризуются субъективными ощущениями расслабленности. Именно в альфа- и тета- состояниях достигается наиболее высокий уровень концентрации творческих способностей. Как можно достичь этого состояния? Тысячи людей делают это при помощи ежедневной медитации или расслабляющих упражнений. О медитации мы будем говорить отдельно. Это особенное состояние человека, когда его мозг открыт и настроен на восприятие определенных энергоинформационных полей. Из древних эзотерических книг следует, что в состоянии медитации совершаются великие подвиги постижения истины. Научиться медитировать означает научиться учиться.

Медитацией в классах заниматься неудобно. В это состояние каждый человек входит в своем режиме и в наиболее подходящих именно для него условиях. В классах определенные состояния достигаются с помощью специально подобранной музыки. Воздействие некоторых музыкальных произведений может дать те же результаты гораздо быстрее и проще. Американский профессор В. Уэбб, проводивший длительные исследования по подбору музыки для обучения, пришел к выводу, что определенные типы музыкального ритма помогают расслабить тело, успокоить дыхание, угомонить болтовню бета-ритмов и привести мозг в состояние расслабленного внимания, в котором человек исключительно восприимчив к новой информации.

Правильно подобранный ритм музыкальных произведений помогает нам запоминать сообщения. Телевизионная реклама доказывают это ежедневно. Исследователи обнаружили, что для усвоения различной информации требуется различная музыка, но в большинстве случаев, как уже говорилось, предпочтительнее музыкальные фрагменты в стиле "барокко". Преподаватели, понимающие, что нужно мозгу, в обязательном порядке используют музыку на учебных занятиях. Музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью всех систем ускоренного обучения.

Что же касается людей, выбравших самостоятельное обучение, то смысл приведенного выше утверждения прост: включите правильную музыку, когда собираетесь повторить выученный материал, и вы вспомните его гораздо легче.

Наш мозг работает максимально, когда мы засыпаем, и это объясняет ЭЭГ мозга: мозг "просматривает" фотографии основных событий дня. Исследователи полагают, что именно в этом состоянии мозг анализирует и "рассылает" информацию на сохранение в различные ячейки памяти.

Важно подчеркнуть, что в каждый момент наш мозг работает на определенной частоте. Все другие также присутствуют, но с меньшей интенсивностью. Кроме основных частот (несущих) мозг генерирует и вспомогательные частоты (поднесущие), а также их многочисленные гармоники. Для эффективного обучения нужно избирать частоту, на которой наиболее эффективно происходит восприятие, понимание и удержание новой информации. Для этого мозгу нужно максимально "настроиться". Вот почему обучение, в котором мы хотим добиться успеха, должно начинаться с релаксации.

  • – используйте "расслабленное внимание": это именно то состояние мозга, которое особенно эффективно дли обучения;
  • – если вы находитесь в бодрствующем состоянии – выступаете перед людьми или работаете над интересующей вас проблемой, – ваш мозг, вероятнее всего, работает в ритме от 13 до 25 Гц (бета-уровень); это состояние не является лучшим для стимуляции долгосрочной памяти;
  • – идеальная для подсознания активность мозга происходит на частоте от 8 до 12 Гц. Это альфа-уровень, состояние расслабленного внимания, которое максимально способствует усвоению фактов и усиливает память.

Сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что жизнедеятельность человеческого организма тесно связана с электромагнитными процессами. Нервные клетки несут электрические заряды, по нервным волокнам непрерывно проходят электрические импульсы, то сильные, то слабые. Пример напряженной электромагнитной активности представляет собой работа мозга. В мозгу непрерывно совершаются электромагнитные процессы. Если на лоб и затылок наложить металлические пластины, соединенные через усилитель с регистрирующим прибором, то можно зафиксировать непрерывные электромагнитные колебания коры головного мозга. При этом их ритм, форма и интенсивность находятся в прямой зависимости от состояния человека.

В результате многочисленных экспериментов ученых, исследовавших работу мозга, получены весьма любопытные данные об электромагнитных колебаниях. В мозгу сидящего спокойно с закрытыми глазами, не думающего ни о чем человека совершается около 10 колебаний в секунду. Когда же человек открывает глаза, мозговые волны исчезают и вновь появляются, когда глаза закрыты. Интересно и другое: когда, например, человек засыпает, ритм колебаний замедляется. По характеру колебаний можно весьма точно определить момент начала и конца сновидения.

При заболеваниях мозга характер электромагнитных колебаний меняется особенно резко. Все это лишний раз доказывает, что мозговые клетки находятся в состоянии постоянной активности и большие количества их "колеблются" вместе, подобно скрипкам огромного оркестра.

Предполагают, что электромагнитные колебания не просто сопутствуют работе мозга, а являются важнейшим моментом всей его жизнедеятельности. Поступающие в мозг нервные импульсы не идут проторенными путями, а меняют всю картину распределения колебаний в коре больших полушарий.

Характер электромагнитной активности мозга меняется с возрастом в течение всей жизни и обучения. При этом следует подчеркнуть, что каждому ощущению, каждой мысли отнюдь не соответствует свое собственное, определенное колебание. О чем думает человек, по форме электромагнитных колебаний ученые еще не научились определять.

Какие функции выполняют электромагнитные процессы в мозгу, мы также пока не знаем. Но они отчетливо показывают, что материальной основой нашего мышления являются электромагнитные процессы в наиболее высокоорганизованной материи, которую создала природа на нашей планете. Эта мысль подтверждается сегодня многочисленными примерами из жизни и практики.

Мы пока еще не знаем конкретно, каков механизм восприятия магнитных полей мозгом. Но современная биофизика уже достаточно исследовала многие вопросы, связанные с электромагнитными колебаниями и, в частности, с явлением передачи мыслей на расстояние.

Лаборант надел на голову испытуемого легкий венок, свитый из тончайших металлических пластинок, а на правую руку - такой же легкий браслет.

От Вас требуется только одно,- пояснил он,- думать и только думать...

О том, как Ваша рука, скажем, сжимает какой-либо предмет.

Начали! - последовала команда, и лаборант включил установку.

Странное дело, человек не нажимал никаких кнопок, не поворачивал ручек, а лишь мысленно представлял движение кисти своей руки. И железная "рука", приводимая в движение с помощью гидравлических и электрических устройств, в точности повторила мысленный приказ человека, подчиняясь его воле.

Как же действует это чудо автоматики? Работа такой "руки" основана на биотоках организма, т. е. токах, вырабатываемых в нервных клетках. Когда человек двигает рукой или ногой, в его мышцах возникают биотоки. Но человек может по своему желанию вызвать появление биотоков в мышце и регулировать их силу, не производя никаких движений. Достаточно лишь сигнала, приказа мозга: "Пусть мышцы сократятся". И обязательно возникает биоток определенной мощности.

Первая модель искусственной руки, управляемой биотоками, была создана в 1957 году. В последующие годы модель совершенствовалась. Участники проходившего в Москве 1-го Международного конгресса Федерации по автоматическому управлению стали очевидцами такой необычной картины. Пятнадцатилетний мальчик, лишившийся кисти руки, взял искусственной рукой кусок мела и написал на доске отчетливым почерком: "Привет участникам конгресса!" Кисть протеза, которой были выведены приветственные слова, казалась живой. Она сжималась и разжималась. Ее движениями управляли мышечные биотоки.

Искусственная рука дает возможность выполнять работу, которая под силу искусному мастеру. С ее помощью можно работать напильником и молотком, печатать на пишущей машинке, управлять мотоциклом и автомобилем. Ученые хотят, чтобы искусственная рука не только обрела большую силу и возможность воспроизводить движения пальцев, но и могла различать горячее и холодное, влажное и сухое, гладкое и шероховатое. В Центральном научно-исследовательском институте протезирования и протезостроения изготовлен макет руки с чувствительными к давлению датчиками, укрепленными на кончиках пальцев. Советский инженер А. Шнейдер разработал еще более совершенный протез руки, который способен посылать нервной системе сигналы о силе сжатия пальцев.

Для координации двигательных функций биоэлектрической руки в последнее время начинают использовать различные логические и вычислительные устройства. В протез закладываются программы различных движений, так что ряд сложных движений может осуществляться от одной команды.

Искусственные руки окажутся полезными не только инвалидам, но и здоровым людям, особенно шоферам, летчикам, космонавтам.

Биотоки можно усилить, после чего их можно передавать на большие расстояния по проводам и радио. Следовательно, искусственные руки будут работать там, где небезопасно или в тех местах, куда человеку не попасть. Искусственная рука, управляемая желаниями человека, может совершать сложные манипуляции с микроскопически малыми объектами под микроскопом, проникать в зоны атомных установок, не боясь повышенной радиации. Манипуляторы, управляемые биотоками, могут спуститься на дно морское и, получая биоэлектрические импульсы сквозь многометровую водную толщу, исследовать морское дно. С помощью мощных металлических захватов можно подготовить к подъему затонувший корабль. Контроль за действием стальных "рук" будет осуществлять подводный телеглаз. Все, что происходит в глубинах моря, можно будет увидеть на экране телевизора.

В процессах управления можно использовать биотоки различных мышц человека. Так, например, биотоки сердечной мышцы успешно управляют рентгеновским аппаратом, в результате чего можно получить снимок сердца в любой момент его сокращения. Они могут управлять и подачей хлороформа оперируемому.

Лицевые мышцы, расположенные в непосредственной близости от мозговых центров и обладающие малой массой (чем меньше масса мышцы, тем быстрей мышца срабатывает), можно подключить к вспомогательной тормозной системе автомобиля, срабатывающей в случае аварийной остановки.

Для аварийной, т. е. всегда неожиданной, остановки автомобиля больше всего подходят мышцы бровей. К обычным очкам водителя прикрепляются стальные пружины, к концам которых подведены серебряные контакты, прижатые к надбровным дугам. Проводники от контактов соединены с дифференциальным усилителем на транзисторах. Выходной сигнал с усилителя подается на мультивибратор, в цепи которого стоит быстродействующее реле. Последнее передает возбуждение контактору мощного электромагнита, установленного на педали тормоза автомобиля. В момент возникновения опасной ситуации водителю достаточно нахмурить брови, и машина остановится.

В настоящее время изучается возможность создания прибора, который мог бы преобразовывать движения глазного яблока человека в импульсы, командующие органами управления различными объектами. Для этих же целей можно приспособить и чувствительные нервные окончания, расположенные на поверхности тела человека.

Биоэлектрический метод открывает принципиальную возможность управлять технической системой, не двигая рукой, не напрягая мышц, не произнося ни слова. Человеку достаточно только пожелать, и неодушевленная материя подчинится невысказанному желанию.

Перед нами модель кольцевой электрической железной дороги, по которой бойко бегает маленький локомотивчик с вагончиком. В кресле у модели сидит человек. Стоит ему лишь подумать о том, чтобы поезд двинулся, как тот послушно пускается в путь. Стоит мысленно приказать, чтобы поезд остановился, и тот выполняет и эту команду. По желанию человека поезд меняет скорость движения. Все это не сказка, а быль. Модель такой игрушечной железной дороги построена инженерами Центрального научно-исследовательского института протезирования и протезостроения. Устройство, работающее на принципах биоточного управления, снимает один сигнал с мышц, сгибающих кисть, а другой - с мышц, которые ее разгибают.

Ученые, работающие в области биоэлектрических систем управления, делают попытки сравнить их с современными электронно-вычислительными машинами. Когда мы рисуем или пишем,- говорят ученые,- наша рука движется по определенной программе. В реализации этой программы могут одновременно участвовать десятки мышц, причем в волокнах каждой из них циркулируют текущие из мозга потоки импульсов. Мы следим глазами за тем, как движется рука или карандаш в нашей руке, и в мозг поступают потоки отдельных биоэлектрических импульсов, сигнализирующих о том, как выполняется заданная программа. Мозг сравнивает программу с ее реализацией и непрерывно отдает команды, обеспечивающие правильное движение руки.

Примерно по такой же схеме работают многие современные электронно-вычислительные машины. В каждой такой машине есть узел управления, который преобразует заданную человеком программу в совокупность импульсов, и устройства обратной связи, которые информируют узел управления о том, как реализуется программа. В узле управления заданная программа непрерывно сравнивается с ее реализацией. Потоки импульсов, постоянных по величине, но переменных по частоте, циркулируют по цепям управления. Такие системы называют замкнутыми или системами с обратной связью.

Конечно, сравнение электронной машины с мозгом, устройства обратной связи с нервными клетками, исполнительных двигателей с мышцами, автомата с живым организмом носит внешний, чисто условный характер. И вместе с тем именно кибернетический подход к природе, именно подобные аналогии послужили источником идеи биоэлектрического управления. Не случайно в системах биоэлектрического управления используют различные логические и вычислительные устройства.

Проблема биоэлектрического управления будет окончательно решена тогда, когда цепь, передающая информацию от человека к техническому устройству, будет сведена к минимуму звеньев. Биоэлектрическая система воздействия человека на механизмы будет, по прогнозам ученых, в ближайшее время применяться в управлении тракторами, прокатными станами, экскаваторами, станками, кранами и т. п.

Все это, конечно,- прогнозы на будущее. Насколько они реальны, покажет жизнь. Удивительную картину использования биоэлектрической техники в будущем нарисовал крупный советский специалист в области автоматического управления академик А. П. Благонравов. Он говорил, что уже вполне конкретно стоит вопрос о создании такого робота, который будет нашим двойником и по нашему желанию будет собирать для нас минералы на Марсе, или, скажем, поздравлять с победой нового чемпиона в Рио-де-Жанейро, в то время как мы сами будем находиться в Москве. Причем речь идет не о простом механическом роботе, способном выполнять заданную программу. Речь идет о создании такого робота, который будет повиноваться вашей мысли. Это не мистика, не фантастика!

Пока это в будущем. Но первые шаги на пути к этому чудесному будущему уже сделаны.

Успехи ученых в создании "умных", наделенных искусственным интеллектом роботов, позволят в самое ближайшее время решить многие научные и производственные проблемы и, в частности, осуществить переход на более высокий уровень автоматизации - к гибким производственным комплексам, цехам и заводам-автоматам - прообразам техники будущего.

Контролирующего правую его сторону. Соответствующим образом распределяется контроль за зрительным восприятием. Левая часть мозга ориентируется на время, анализ и логику. Она ищет причины и объяснения. Правая часть ориентируется на... жестким, конкретным и уверенным "я" во время процесса индивидуации и духовного пробуждения. Возможно, правая сторона мозга содержит биохимическую матрицу духовного опыта, активизированную посредством занятий духовными практиками, а левая сторона – матрицу...

https://www.сайт/psychology/15447

Фактов невозможно. Более того, всегда можно заподозрить преувеличение одних сторон происшествия, например размеров повреждения головного мозга , и замалчивания других - поведения человека с такой травмой. Чтобы отвергнуть подобные сомнения, обратимся к... облучения, который принял на себя исследователь, оценивается в 200 тысяч рентген! У человека просто обязан был быть выжженным мозг , и он, по всем врачебным канонам, должен был погибнуть. Однако Анатолий Бугорский живет, работает и даже катается...

https://www.сайт/journal/15478

Не делает пауз, слишком спешит, чтобы следить за правильностью построений. Часто его речь - обрывки фраз, этакий пулемет. Латынь омолаживает мозг - Если до определенного возраста ребенок говорить не научился, то уже и не научится? - Да, это так. Почему? - ... человека, который не в состоянии выучить даже второй язык, не говоря уже о третьем? - Есть такое свойство мозга - пластичность, это способность образовывать новые внутренние связи. Это и есть обучение. С возрастом пластичность уменьшается. Но...

https://www.сайт/journal/15528

Родители и учителя. Передавая нам свое неумение. А теперь давайте попробуем выстроить логическую цепочку: мозг человека работает на 10 % → мозг – материальная основа психики (аксиома психологической науки) → основная функция психики: восприятие и переработка... вообразившие себя Великим Магом. Психика человека – это саморегулирующаяся система. Для наглядности представим, что мозг человека –компьютер, а психика –программы устанавливаемые на этот компьютер. Каждый компьютер изначально имеет некие...

https://www.сайт/magic/15533

Мыслительные процессы (noos по-гречески – разум, мышление), улучшают память, повышают концентрацию внимания и общую активность мозга , при этом уменьшая чрезмерную нервную возбудимость и тревожность. Но эффект от ноотропов развивается не сразу: для достижения... внимания; расстройства сна и аппетита; повышенная нервная возбудимость и раздражительность; апатия, плохое настроение. Наш мозг весьма привередлив к питанию: в качестве источника энергии он признает только глюкозу и кетоновые тела (их вклад...

https://www.сайт/journal/15981

Миелинового слоя. Второй период зрелости – характеризуется меньшим нейронным потоком и большей стабильностью структур мозга . Это возраст продуктивной деятельности, когда акцент постепенно переносится с изучения мира на внесение... непосильная. Поэтому обратимся к выводу. Физическое и умственное безделье дорого обходится. Умственное безделье в молодости подвергает опасности мозг в старости. Не следует безрассудно тратить «творческие» годы. «Те, кто получает удовольствие от умственных задач и ищет...

https://www.сайт/journal/16188

Это именно «душа отлетела», нельзя. - Вы можете точно сказать, где находится наше сознание? В мозге ? - Сознание - феномен мозга , хотя и очень зависимый от состояния тела. Вы можете лишить человека сознания, пережав ему двумя... известный как «выход души из тела» во время клинической смерти, может быть вызван электростимуляцией мозга . В момент обработки током зоны мозга , ответственной за синтез зрительной информации, происходят нарушения восприятия, и больные испытывают чувство необыкновенной...

https://www.сайт/psychology/16529

Дыхание имеет много положительных эффектов для организма. Чем больше кислорода в крови, тем больше его в мозге . Несколько глубоких вздохов также могут помочь вам расслабиться, что в свою очередь способствует более ясному мышлению. ... сидите на одном месте. Отдыхая всего лишь 10-15 минут каждый час, вы сможете повысить трудоспособность. Короткий отдых поможет вашему мозгу расслабиться и привести в порядок мысли. 13. Сосредоточьтесь на чем-нибудь другом Иногда нет возможности отдохнуть. В этом случае...


Top