Состав среды раппопорт. Питательные среды Раппопорта, Эндо, Левина, Рессела, Клиглера: тип среды, состав, назначение, принцип действия. Цвет и прозрачность готовой среды

Леч., пед. ф-ты 2006

ЗАНЯТИЕ 18

Тема: Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов А и В, сальмонеллезов.

Цель: На основе знаний биологии сальмонелл – возбудителей брюшного тифа, паратифов А, В и пищевых токсикоинфекций, особенностей их взаимодействия с макроорганизмом уметь обосновать тактику микробиологической диагностики, профилактику и терапию вызываемых ими заболеваний.

Знать:

    Особенности биологии сальмонелл, определяющие их роль в инфекционной патологии человека.

    Патогенез брюшного тифа, паратифов А, В, пищевых токсикоинфекций.

    Материал и методы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых сальмонеллами.

    Специфическую профилактику и терапию заболеваний, вызываемых сальмонеллами.

Уметь:

    Учесть и оценить результаты посева крови на среде Раппопорта или желчном бульоне.

    Учесть и оценить результаты посева накопительной культуры на висмут-сульфит агар (ВСА).

    Провести идентификацию исследуемой гемокультуры с учетом морфо-тинкториальных (метод Грама), биохимических (первичная идентификация на среде Клиглера), антигенных (РА с поливалентной сальмонеллезной сывороткой групп А, В, С, Д, Е) свойств.

    Учесть и оценить результаты «пестрого ряда», РА с монорецепторными сальмонеллезными О- и Н-сыворотками с целью идентификации и дифференциации сальмонелл.

    Учесть и оценить результаты РА Видаля, РНГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом.

Контрольные вопросы:

    Классификация и морфобиологические свойства сальмонелл.

    Факторы вирулентности сальмонелл.

    Особенности экологии, эпидемиологии и патогенеза брюшного тифа, паратифов А и В, пищевых токсикоинфекций сальмонеллезной этиологии..

    Материалы и методы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых сальмонеллами.

    Специфическая профилактика и терапия заболеваний, вызываемых сальмонеллами.

Задания, выполняемые в ходе занятия (УИ PC ):

    Провести бактериологическое исследование крови с целью установления этиологии заболевания:

    1. Учесть и оценить результаты посева крови обследуемого с подозрением на брюшной тиф.

    2. Учесть и оценить результаты посева накопительной культуры на висмут-сульфит агар (вса).

    3. Изучить выделенную от обследуемого культуру на среде Клиглера (демонстрация) и МПА:

    учесть биохимическую активность культуры на среде Клиглера;

    приготовить фиксированный препарат из культуры на МПА, окрасить по Граму, промикроскопировать;

    поставить и учесть результаты РА на стекле с исследуемой культурой на МПА и поливалентной сальмонеллезной сывороткой групп А, В, С, Д, Е;

    оценить полученные результаты.

      Учесть и оценить результаты изучения биохимических («пестрый ряд»), антигенных (РА с адсорбированными монорецепторными сальмонеллезными О- и Н-сыворотками) свойств.

      На основании полученных результатов сделать вывод, заполнить бланк-направление и бланк-ответ из бак. лаборатории.

    Учесть и оценить результаты РА Видаля с сывороткой обследуемого с подозрением на брюшной тиф и брюшнотифозными, паратифозными А и В диагностикумами.

    Учесть и оценить результаты РНГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом и сыворотками обследуемых из декретированной группы (работники пищевой промышленности).

    Изучить и описать в протоколе биопрепараты: адсорбированные агглютинирующие поливалентные групп А, В, С, Д, Е, монорецепторные О- и Н-сыворотки; брюшнотифозный бактериофаг; сальмонеллезный бактериофаг; сальмонеллезные диагностикумы, брюшнотифозная вакцина.

Методические указания к выполнению исследовательского задания:

    Проведите бактериологическое исследование крови обследуемого с подозрением на брюшной тиф:

1 этап. Выделение гемокультуры является наиболее ранним и достоверным методом диагностики брюшного тифа, паратифов А и В. В начале болезни для исследования забирают, соблюдая правила асептики, 5-10 мл крови из локтевой вены; в более поздние сроки – 15-20 мл. Кровь сразу засевают на желчный бульон или среду Раппопорт, соблюдая соотношение крови и питательной среды 1:10, для подавления бактерицидных свойств крови. Флаконы маркируют и до транспортировки в лабораторию содержат при комнатной температуре, но не в холодильнике! Посевы инкубируют при 37 в течение 7 дней, каждый день просматривая посевы для выявления наличия роста.

Правила забора крови: медперсоналу при заборе крови необходимо соблюдать меры индивидуальной защиты (например, использование резиновых перчаток), предусмотренные при работе с кровью. Кожу над пунктируемой веной тщательно обрабатывают 70% этиловым спиртом, затем 1-2% настойкой йода 30 с (от центра будущего прокола по направлению к периферии). Обработанному участку кожи дают высохнуть , затем производят венопункцию, после чего вновь обрабатывают участок 70% этиловым спиртом для удаления избытка йода, во избежание раздражения кожи.

Среда Раппопорта содержит желчный бульон, глюкозу или маннит, индикатор Андреде и поплавок. Она является для сальмонелл средой накопления, а также дифференциально-диагностической средой. При размножении брюшнотифозных бактерий в среде Раппопорта в результате расщепления глюкозы (маннита) до кислоты меняется цвет среды с желтого на красный, а в случае образования не только кислоты, но и газа, что характерно для паратифозных бактерий, последний накапливается в поплавке, вытесняя часть питательной среды. Из среды накопления при наличии признаков роста делают высевы на среду Эндо (Левина) и параллельно на среду Клиглера (МПА), так как в положительных случаях растет, как правило, чистая культура. В случае загрязнения среды накопления при нарушении правил взятия крови, среда Эндо позволяет выделить чистую культуру. Посевы инкубируют при 37 18-24 ч.

3 этап. Оцените результаты посева накопительной культуры на среду Эндо (Левина), проведите первичную идентификацию выделенной гемокультуры с учетом морфо-тинкториальных, биохимических (на среде Клиглера) и антигенных свойств. Для изучения морфо-тинкториальных и антигенных свойств используйте гемокультру на скошенном МПА.

На среде Клиглера S . typhi ферментирует глюкозу (маннит) с образованием кислоты (пожелтение столбика агара), не расщепляет лактозу (окраска скошенной части агара не изменяется) и образует H 2 S (почернение среды). Паратифозные сальмонеллы ферментируют глюкозу (маннит) с образованием кислоты и газа, поэтому меняется не только цвет столбика, но и происходит его разрыв.

Сальмонеллы – это грамотрицательные полиморфные палочки, размером, расположенные, в основном, одиночно.

С чистой культурой грамотрицательных палочек, выросшей на обычном агаре, соответствующих по биохимии сальмонеллам, поставьте РА на стекле с адсорбированной поливалентной сальмонеллезной сывороткой групп А, В, С, Д, Е (см. занятие № 10). Положительный результат свидетельствует, что культура принадлежит к р. Salmonella . Для окончательной идентификации культуру сеют в среды “пестрого ряда” и ставят РА на стекле с соответствующими адсорбированными монорецепторными О- и Н-сыворотками (демонстрация).

4 этап. Учтите результаты «пестрого ряда». На основании всех полученных результатов определите видовую принадлежность выделенной гемокультуры; результаты занесите в протокол, заполните бланк-направление и бланк-ответ из бак. лаборатории.

При серодиагностике брюшного тифа и паратифов А и В РА Видаля ставится одновременно с 4-мя диагностикумами: О- и Н-брюшнотифозными, А- и В-паратифозными. Это связано с тем, что клинически брюшной тиф, паратифы А и В практически не отличаются. Поэтому выявление специфических антител позволяет установить этиологию заболевания.

При интерпретации результатов РА Видаля необходимо помнить о том, что реакция может быть положительной не только у больных (инфекционный Видаль), но и при любом лихорадочном состоянии, если больной прежде болел брюшным тифом (анамнестический Видаль) и у привитых (прививочный Видаль). РА Видаля также может носить групповой характер, так как в сыворотке больного имеются антитела не только с специфическим, но и к групповым антигенам. Критерием дифференциации инфекционного Видаля является выявление нарастания титра специфических антител в 2 и более раза при исследовании парных сывороток.

Кроме того, дифференцированное определение О- и Н-антител позволяет установить период развития заболевания, так как О-антитела накапливаются в разгаре заболевания, а Н-антитела – в период реконвалесценции.

Критерием оценки результатов РА Видаля при однократно взятой сыворотке является диагностический титр, равный у невакцинированных взрослых 1:200, а у невакцинированных детей – 1:100 (см. занятие № 10).

РНГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом используется чаще всего для выявления бактерионосительства S . typhi . Диагностический титр при оценке результатов равен 1:40(см. занятие № 10).

    Изучите и опишите в протоколе биопрепараты: адсорбированные агглютинирующие поливалентные групп А, В, С, Д, Е, монорецепторные О- и Н-сыворотки; брюшнотифозный бактериофаг; сальмонеллезный бактериофаг; сальмонеллезные диагностикумы, брюшнотифозная вакцина.

Рапопорт среда Рапопорт среда

среда обогащения, применяемая для выделения сальмонелл из крови. Для ее изготовления к 10% желчному бульону с рН 7,2 добавляют 2% глюкозы (предварительно разведенной в 5 мл дистил. воды) и 1% индикатора Андраде (или 0,1% бром-крезолового пурпурового). Смесь разливают по 50 мл во флаконы с поплавками размерами 60x8 мм. Стерилизуют 3 дня по 30 мин текучим паром. Засевают 5 -10 мл свежевзятой крови. Инкубируют при 37°С несколько дней. При росте сальмонелл среда мутнеет, окрашивается в красный или желтый цвет, в поплавке может появиться газ. Пересевают на среды Эндо, Расселла, Олькеницкого.

(Источник: «Словарь терминов микробиологии»)


Смотреть что такое "Рапопорт среда" в других словарях:

    - (М. А. Рапопорт) твердая селективная дифференциально диагностическая питательная среда для выделения энтеробактерий, содержащая глицерин, бычью желчь и кислый фуксин … Большой медицинский словарь

    - (М. А. Рапопорт; А. Вайнтрауб) жидкая селективная питательная среда для выделения из крови возбудителей брюшного тифа, содержащая мясопептонный бульон, желчь, индикатор Андраде, глюкозу или маннит … Большой медицинский словарь

    - (ые) (ы) искусственный субстрат, представляющий собой сбалансированную смесь питательных веществ в концентрациях и сочетаниях, необходимых для роста и деления микроорганизмов или клеток высших организмов. Питательная среда Адамса см. Адамса… … Медицинская энциклопедия

    См. Рапопорт среда … Большой медицинский словарь

    См. Рапопорт Вайнтрауба среда … Большой медицинский словарь

    - (М.А. Рапопорт; А. Вайнтрауб) жидкая селективная питательная среда для выделения из крови возбудителей брюшного тифа, содержащая мясопептонный бульон, желчь, индикатор Айдраде, глюкозу или маннит … Медицинская энциклопедия

    - (М.А. Рапопорт) твердая селективная дифференциально диагностическая питательная среда для выделения энтеробактерий, содержащая глицерин, бычью желчь и кислый фуксинон … Медицинская энциклопедия

    - (теория систем) научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов. Первый вариант общей теории систем был… … Википедия

    ПАРАТИФ - ПАРАТИФ. Содержание: Бактериология ♦ ................. 719 Эпидемиология.................. 727 Этиология..................... 728 Статистика. ................... 729 Патогенез..................... 732 Патологическая анатомия............… … Большая медицинская энциклопедия

    Бенцион (Борис) Захарович Мильнер Бенцион Мильнер Дата рождения: 10 ноября 1929(1929 11 10) (83 года) Место рождения: Черкассы, Украинская ССР, СССР … Википедия

Рапопорт среда

среда обогащения, применяемая для выделения сальмонелл из крови. Для ее изготовления к 10% желчному бульону с рН 7,2 добавляют 2% глюкозы (предварительно разведенной в 5 мл дистил. воды) и 1% индикатора Андраде (или 0,1% бром-крезолового пурпурового). Смесь разливают по 50 мл во флаконы с поплавками размерами 60x8 мм. Стерилизуют 3 дня по 30 мин текучим паром. Засевают 5 -10 мл свежевзятой крови. Инкубируют при 37°С несколько дней. При росте сальмонелл среда мутнеет, окрашивается в красный или желтый цвет, в поплавке может появиться газ. Пересевают на среды Эндо, Расселла, Олькеницкого.

(Источник: «Словарь терминов микробиологии»)

  • - medium - .Питательная субстанция, используемая для лабораторного выращивания организмов; в настоящее время известно множество стандартных биологических питательных С. ...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - См. «Московская литературная среда»...

    Москва (энциклопедия)

  • - 1) окружающий мир; 2) все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, так называемая среда обитания, жизненная среда, экологическая среда...

    Начала современного Естествознания

  • - твердая селективная дифференциально-диагностическая питательная среда для выделения энтеробактерий, содержащая глицерин, бычью желчь и кислый фуксин...

    Большой медицинский словарь

  • - жидкая селективная питательная среда для выделения из крови возбудителей брюшного тифа, содержащая мясопептонный бульон, желчь, индикатор Андраде, глюкозу или маннит...

    Большой медицинский словарь

  • - Термин, который обычно подразумевает внешнюю среду обитания организма, хотя может применяться и для описания нашей внутренней...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Рапопорт Анатоль - американский философ, представитель операционализма, биолог, психолог. В 1941 г. окончил Чикагский университет. С 1955 ...

    Психологический словарь

  • - - окружающая человека социальное пространство; зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия...

    Педагогический терминологический словарь

  • - средина...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - окружающая среда - условия обитания и обмена веществ и энергии организмов, их совокупностей с окружающим миром...

    Экологический словарь

  • - Иосиф Абрамович, генетик, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда. В 1935-48 работал в Институте экспериментальной биологии АН СССР...

    Русская энциклопедия

  • - : Смотри также: - размольная среда - окружающая среда - насыщающая среда - коррозивная среда - защитная среда - закалочная среда - нейтральная среда - рабочая среда - диатермическая среда...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - 1) окружающий мир; понятие, введенное в философию и социологию Тэном. Теория среды признавала человека глубоко зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным...

    Философская энциклопедия

  • - 1. окружающая обстановка, условия, совокупность людей, связанных этими условиями 2. вещество, заполняющее пространство 3. окружение, совокупность природных условий...

    Большой экономический словарь

  • - еврейский ученый родом из Львова; был раввином в Тарнополе и Праге...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российский генетик, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда...

    Большой энциклопедический словарь

"Рапопорт среда" в книгах

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Сегодня в обед пришли сразу два письма от Вас; их бы не читать, а разложить на столе, спрятать в них лицо и потерять рассудок. Но тут-то и выясняется, как это хорошо, что ты его уже почти потерял, потому что за остаток потом цепляешься как можно дольше. И потому мои 38

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Трудно говорить правду, ибо хоть она и одна, но живая, и потому у нее, как у всего живого, переменчивое лицо («krasna vubec nikdy, vazne ne, snad nekdy hezka»). Если б я отвечал тебе в ночь с понедельника на вторник, это было бы ужасно, я лежал в кровати как под пыткой, всю ночь я отвечал

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Ты пишешь: «Ano mas pravdu, mam ho rada. Ale F., i Tebe mam rada». Я читаю эту фразу очень внимательно, слово за словом, особенно на «и» задерживаюсь, все верно, ты не была бы Миленой, если б было неверно (а чем был бы я, если б не было тебя?), – и лучше даже, что ты пишешь это в Вене, чем если б

Среда

Из книги Письма к Милене автора Кафка Франц

Среда Все-таки мужество дает свои результаты.Прежде всего: Гросс, наверное, во многом прав, если я верно его понимаю; в пользу его теории говорит по крайней мере то, что я еще жив, – а ведь вообще-то, если учитывать мой внутренний баланс сил, я давно уже не жилец на этом

РАПОПОРТ ВЛАДИМИР

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

РАПОПОРТ ВЛАДИМИР РАПОПОРТ ВЛАДИМИР (кинооператор: «Подруги» (1936, с А. Шафраном), «На границе» (1938), «Фронтовые подруги» (1941), «Она защищает Родину» (1943), «Сыновья», «Морской батальон» (оба – 1946), «Молодая гвардия» (1948), «Звезда» (1949, 1953, с С. Ивановым), «Тихий Дон» (1957–1958), «Люди и

Хороший Владимир Рапопорт

Из книги Разговоры с Раневской автора Скороходов Глеб Анатольевич

Хороший Владимир Рапопорт - Ну, что я все плохо и плохо о режиссерах! - воскликнула Ф. Г., когда ей принесли фотографии для буклета, который собиралось издавать Бюро пропаганды киноискусства. - Смотрите, вот это моя гадалка из «Фитиля» - тут я рядом с Милой Геникой, женой

РАПОПОРТ Владимир

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

РАПОПОРТ Владимир РАПОПОРТ Владимир (кинооператор: «Подруги» (1936, с А. Шафраном), «На границе» (1938), «Фронтовые подруги» (1941), «Она защищает Родину» (1943), «Сыновья», «Морской батальон» (оба – 1946), «Молодая гвардия» (1948), «Звезда» (1949, 1953, с С. Ивановым), «Тихий Дон» (1957–1958), «Люди и

И. Рапопорт Михаил Булгаков и вахтанговцы

Из книги Воспоминания о Михаиле Булгакове автора Булгакова Елена Сергеевна

И. Рапопорт Михаил Булгаков и вахтанговцы В последней своей беседе с учениками Вахтангов сказал: «То, что я делаю, мне хочется назвать «фантастическим реализмом».И еще раз в самом конце беседы настойчиво прозвучало: «Фантастический реализм существует. Он должен быть

Младший лейтенант Джон Линдси Рапопорт

Из книги Любовные письма великих людей. Мужчины автора Коллектив авторов

Младший лейтенант Джон Линдси Рапопорт …Ты так много значишь для меня, ты даже не представляешь. Жизнь без тебя была бы совершенно пустой. И как я жил без тебя раньше?.. Двадцатичетырехлетний Джон Рапопорт обручился со своей возлюбленной весной 1918 года, ей и адресовано

Глава 28 Иосиф Абрамович Рапопорт (1912-1990)

Из книги Герои, злодеи, конформисты отечественной НАУКИ автора Шноль Симон Эльевич

Глава 28 Иосиф Абрамович Рапопорт (1912-1990) Я познакомился с ним в 1949 г., когда только что открылась Библиотека иностранной литературы. Смуглый, черноволосый, подвижный, с черной повязкой на глазу, он решительно отнимал у меня книгу, которую мы читали одновременно (сколько

Рассказывает Рапопорт…

Из книги На рубеже двух эпох. Дело врачей 1953 года автора Рапопорт Яков Львович

Рассказывает Рапопорт… Все, что надо было бы сказать об этой книге, предварив ее вступлением, сказано в ней самой достаточно полно, и, казалось бы, данное предисловие ни к чему: автор, известный советский ученый - патологоанатом позаботился о том, чтобы с присущей ему

А. Г. Рапопорт

Из книги автора

А. Г. Рапопорт Я впервые услышал имя Айзика Рапопорта до войны. Вообще говоря, об известных именах ребят, учившихся в московских школах, мне сообщали мои друзья, просто сверстники и даже родственники. Так, мой хороший знакомый Савва Пинчук рассказал, что учится в одном

Рапопорт Борис Элевич, штурман 661-го АПНБ

Из книги автора

Рапопорт Борис Элевич, штурман 661-го АПНБ Я родился в декабре 1922 года в селе Соболевка Винницкой области. В семье нас было 4 брата. Старший, Яков, 1919 года рождения, погиб в 1941 году, в начале войны, в боях на Западной Украине, он был кадровым солдатом. Младший брат, Михаил, 1927

Белла Рапопорт:

Из книги автора

Белла Рапопорт: Поборникам гендерного воспитания всегда хочется задать вопрос: если гендерные роли заданы природой, то зачем навязчиво прививать детям привычку им следовать? Разве они и без этого не станут теми, кем должны быть? А если такие роли природой не

Белла Рапопорт:

Из книги автора

Белла Рапопорт: - Распространенное возражение в адрес феминизма: феминистки много болтают в Фейсбуке, но реально ничего не делают. Белла, расскажи нам всем, что реально делают феминистки.Есть много феминистских инициатив. В 2014 году мы ставили спектакль «Монологи


Лак (-) Лак (-) Лак (-)

Бактерии, расщепляющие лактозу -lac(+), дают окрашенные колонии, потому, что___________________________________________________. Бактерии, не расщепляющие лактозу – lac(-) дают бесцветные колонии.


Среда Олькеницкого (__________________________________________

____________________________________). Среда разливается в виде скоса, используется для выделения чистой культуры энтеробактерий.


Лактоза до КГ

Глюкоза до КГ

исходная с посевом

Среды для определения протеолитических свойств бактерий

1. МПБ с индикаторными бумажками:

а) на индол

б) на сероводород

в) на аммиак

Желатин

Молоко

Работа № 2: «Пестрый ряд» кишечной палочки

«Пестрый ряд» состоит из набора сред Гиса и МПБ с индикаторными бумажками на определение конечных продуктов расщепления белков.

Лактоза Глюкоза Манит Мальтоза Сахароза МПБ

H 2 S индол

Результат: кишечная палочка ферментирует ____________________

__________________________________________________________


Работа № 3: Факторы патогенности стафилококка

1. Лецитовиттелаза (лецитиназа ) – разрушает лецитин клеточных стенок, выявляется при посеве на ЖСА (МПА + желточная взвесь + 10% хлорид натрия).



2. Плазмокоагулаза – сворачивает плазму.

Посев проводят в 0,5 мл плазмы крови кролика.


исходная сгусток

3. Гемолизин – токсин, расщепляющий эритроциты.

Определяется на кровяном агаре (КА)

4. Фибринолизин – токсин, расплавляющий фибрин.

Определяется посевом в свернутую кровь.


сгусток крови лизис сгустка


Работа № 4: Способы создания анаэробных условий.

Физические

Химические

Биологические


Метод Перетца Принцип:

______________________

______________________

Метод Фортнера Принцип:

_____________________

_____________________

аэроб анаэроб

Трубки Вейон-Виньяля Принцип:

_____________________

_____________________

Работа 5: Среды для выращивания анаэробов

1. Среда Цейсслера (глюкозо – кровяной агар) в чашке Петри

Принцип:

___________________________

___________________________


2. Среда Китта-Тароцци (сахарный бульон, кусочки паренхиматозных органов, высокий столбик, слой вазелинового масла).


______________________

______________________

исходная с ростом.

4. Тиогликолевая среда – используется как жидкая, так и полужидкая и плотная.

5. Молоко по Тукаеву (1% пептонная вода + 5% обезжиренного молока) используется для выявления протеолитической активности бактерий.

Работа 6: Рост анаэробов при посеве на молоко.

Большинство анаэробов вызывают створаживание молока.

Для приготовления мазка стерильной бактериологической петлей берут содержимое пробирки со дна пробирки. Окрашивают по Граму. Клостридии представляют крупные Грам (+) палочки с непрокрашенными терминальными или субтерминальными спорами.


Клостридии Грам (+)


Работа № 7: Схема выделения чистой культуры анаэробов.

I этап. Изучение исследуемого материала: а) микроскопия, б) посев в 5 пробирок со средой Китта-Тароцци (сразу после ее прогревания на водяной бане при t 80 0 С 15-20 мин и быстрым охлаждением).

II этап. Изучение культуральных свойств (характер изменения среды Китта-Тароцци) и получение изолированных колоний по методу Вейнберга (разведения в расплавленном сахарном агаре с последующим помещением в трубки Вейон-Виньяля) -



или по методу Цейсслера (посев с разобщением на глюкозо –

Кровяной агар)

III этап . Изучение колоний. Отсев на среду Китта-Тароцци для накопления чистой культуры.

IV этап . Изучение чистой культуры

а) морфологические и тинкториальные свойства - мазок в окраске по Граму, Гинсу, Ожешко;

б) биохимические – «пестрый» ряд, посев в молоко, на среду Вильсона-Блера и др.,

в) антигенные и токсигенные свойства - на лабораторных животных.

V этап. Учет результатов Заключение о виде.


Работа № 8: Изучение выделенной чистой культуры.

1.Культуральные свойства:

2. Морфологические и тинкториальные свойства в окраске по Граму:


Грам ()

Подпись преподавателя_____________________

Дополнительная информация .
Вопросы для самоконтроля:

1. Факторы агрессии.

2. Ферменты, зависящие от субстрата в среде.

3. Классификация ферментов по направленности действия.

4. Использование ферментов микробов.

5. Среды для выявления факторов патогенности.

6. Состав и назначение среды ЖСА.

7. Методы получения изолированных колоний анаэробов.

8. Принципы создания анаэробных условий в среде Китта-Тороцци.

9. Что такое брожение?

10. Способ получения энергии у облигатных анаэробов.

11. Методы создания анаэробных условий.

12. Жидкие среды для культивирования анаэробов.

13. Среда Вильсона-Блера.

14. Химические методы создания анаэробных условий.

15. На каких средах получают изолированные колонии анаэробов?

16. Как создаются анаэробные условия в микроанаэростате?

17. Конечные продукты расщепления белков.

18. Как выявляют образование сероводорода, индола, аммиака?

19. Реактивы на выявление сероводорода, индола, аммиака.

20. Среды для изучения сахаролитических свойств бактерий.

21. Среды, содержащие лактозу.

22. Как выглядят лак (+) колонии на среде Эндо, Левина, Плоскирева?

23. Конечные продукты расщепления углеводов.

24. Состав и назначение среды Раппопорта.

25. Дифференцирующий компонент среды Раппопорта.

26. Среды для изучения протеолитических свойств.

27. Свойства облигатных анаэробов.

28. Биологические методы создания анаэробных условий.

29. II этап выделения чистой культуры анаэробов.

30. Среды для выращивания анаэробов (жидкие и плотные).

31. Химические методы создания анаэробных условий.

32. Назначение и принцип работы трубок Вейон-Виньяля.

33. Какие бактерии могут существовать без кислорода?

34. Среды для выращивания анаэробов.

35. Как создаются анаэробные условия в эксикаторе?

36. Состав и применение кровяного агара.

37. III этап выделения чистой культуры анаэробов.

38. Состав и назначение среды Цейсслера.

39. Как создаются анаэробные условия в методе Фортнера.

40. Принципы создания анаэробных условий в среде Китта-Тороцци.

Среда Раппопорта является средой обогащения и дифференциально-диагностической средой. В ее состав входит: желчный бульон 10%, 2% глюкоза, индикатор (кислый фуксин, обесцвеченный щелочью; в щелочной среде бесцветный, в кислой – красный). Назначение: для накопления тифо-паратифозных бактерий при посеве крови больного, а также для ориентировочной дифференциации тифо-паратифозных бактерий. Принцип д-я: при росте тифо-паратифозных бактерий из-за ферментации глюкозы происходит диффузное помутнение и покраснение среды. Для паратифозных бактерий, в отличие от брюшно-тифозных, наличие в поплавке газа.

Среда Эндо – дифференциально-диагностическая. Состав: МПА, лактоза, индикатор – основной фуксин, обесцвеченный сульфитом натрия. Назначение: для рассева исследуемого материала с целью получения изолированных колоний. Принцип д-я основан на способности некоторых микроорганизмов разлагать или не разлагать лактозу (сальмонеллы не разлагают и образуют бесцветные колонии).

Среда Левина является слабо селективной и дифференциально-диагностической. В ее составе МПА, тактоза, индикаторы: эозин и метиленовый синий, калий гидрофосфат. Назначение и принцип д-я см. среду Эндо.

Среда Рессела Состав: МПА, лактоза 1%, глюкоза 0,1%, индикатор (водный голубой и розоловая к-та; в щелочной среде розовая, в кислой – синяя). Назначение: для отсева «подозрительных» колоний с целью выделения чистых культур и определения их ферментативной активности по отношению к глюкозе и лактозе. Принцип д-я:

Среда Клиглера – комбинированная, дифференциально-диагностическая. Состав: МПА, лактоза 1%, глюкоза 0,1%, натрий тиосульфат, железо II сульфат, индикатор – феноловый красный (в щелочной среде – красный, в кислой – желтый). Назначение: для отсева «подозрительных» колоний с целью выявления чистых культур и определения их ферментативной активности по отношению к глюкозе, лактозе и образования Н2S. Принцип д-я: энтеробактерии, имеющие фермент тиосульфат-редуктазу, восстанавливают тиосульфат в сульфит, при этом выделяется сероводород, который реагирует с железо-сульфатом – в рез-те образуется сульфид железа черного цвета.



Серологическая идентификация выделенной чистой культуры с помощью адсорбированных монорецепторных О- и Н- агглю­тинирующих сальмонеллезных сывороток. Серологическая идентификация проводится в реакции агглютинации на стеке с агглютинирующими адсорбированными сальмонеллезными О- и Н-сыворотками, эти сыворотки м.б. 2-х видов: монорецепторными и поливалентными, их получают из видовых иммунных сывороток методом адсорбции антител по Кастеллани.

Серологическая идентификация протекает последовательно в 3 этапа:

1) Установление принадлежности культуры к серогруппам А, В, С, D, Е, рода Salmonella. При этом используют поливалентную О-сыворотку, содержащую антитела против антигенных рецепторов 2, 3, 4, 7, 9, 10. Монорецепторные О-сыворотки применяют против редких серогрупп. При диагностике паратифа А и В, брюшного тифа можно использовать смесь О-сывороток, сорержащих антитела к рецепторам 2, 4, 9.

2) При положительном рез-те для определения принадлежности испытуемой культуры к определенной серогруппе ставят р-цию агглютинации раздельно с каждой монорецепторной О-сывороткой, входившей в состав поливалентной: рецептор 2 относится к серогруппе А, рецептор 4 – к серогруппе В, рецептор 7 – к серогруппе С и т.д.

3) После определения серогруппы, определяем ее видовую принадлежность при помощи р-ции агглютинации с адсорбированными монорецепторными Н-сыворотками против Н-антигенов 1-й фазы сальмонелл, входящих в состав данной серогруппы. Затем проводят р-цию агглютинации с адсорбированными Н-сыворотками против Н-антигенов 2-й фазы и окончательно устанавливают антигенную формулу испытуемой культуры.

Бактерионосительство при брюшном тифе. Какими серологи­ческими реакциями можно подтвердить хроническое бактерио­носительство? Диагностикумы, используемые для этой цели. Единственным доказательством бактерионосительства является выделение от носителя культур S. typhi, S. paratyphi A, S. paratyphi B, с помощью вспомогательных методов: серологическая р-ция и алергическая кожная проба с Vi-тифином (он содержит Vi-антиген, который при взаимодействии с Vi-антителами дает местную аллергическую р-цию в виде покраснения и припухлости в течении 20-30 минут). Положительная р-ция с Vi-тифином говорит о том, что в орг-ме есть Vi-антитела и возможно S. typhi.

Хр. бактерионосительство подтверждается РНГА. При этом используются Vi-диагностикум, т.к. при формировании брюшнотифозного бактерионосительства хар-но проявление Vi-антител; диагностический титр р-ции 1:40.

Способы заражения брюшным тифом. Источник инфекции. Заражение брюшным тифом происходит только оральным путем. Источником инфекции являются больные люди и бактерионосители (представляют опасность для окружающих в течении нескольких лет после перенесенной болезни).


Top